Как воспитывать одаренных детей

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 

  1. Проанализируйте вашу систему ценностей и установок в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?
  2. Будьте честными в отношении к детям. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети — особенно.
  3. Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внима­ние на его достижения. Оценки для одаренных детей — одновре­менно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Преж­де чем оценивать, необходимо спросить себя: «Что я вижу, что ценю в ребенке и как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей и педагогов, в которой ребе­нок видит себя, будет точнее и полнее отражать его свойства во всей их многогранности.

Будьте позитивно настроены на одаренность. Старайтесь во­время уловить изменения, происходящие с ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в не­стандартном поведении и являться признаками одаренности.

  1. Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповтори­мость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответ­ственность, целенаправленность, чувство юмора и т. д.
  2. Поддерживайте позитивное отношение к психологическим способностям ребенка. Создавайте у него мотивацию к дости­жению, готовность идти на творческий риск. Поощряйте само­стоятельное мышление ребенка. Избегайте длинных объясне­ний и бесед.
  3. Помогайте умственному росту одаренных детей в соответ­ствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обес­печивая достаточный круг общения, включая в разнообразные по­сильные занятия. В то же время не перегружайте таких детей: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.
  4. Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязы­вайте ему то, к чему у него не возникает собственных побужде­ний. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.
  5. Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любо­пытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.
  6. Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопе­реживать им, ставить себя на их место, проигрывать их роли, вы­рабатывать дружелюбное отношение к менее одаренному челове­ку. Это позволит избежать у одаренного ребенка формирования эгоцентризма.
  7. Помните о повышенной чувствительности одаренных де­тей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную под­держку путем поощрения их деятельности, внимательно и добро­желательно относитесь к их мнениям и проблемам. С терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребен­ка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечания относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

 

Внимание. Для одаренного ребенка важно выработать систе­му навыков торможения посторонних ассоциаций. Учите сосредо­точиваться на главном, контролируйте, куда направлено внимание, чем заняты мысли.

Развивайте наблюдательность, способность замечать изменения в окружающей среде, людях, структуре деятельности. В учебных ситуациях полезны задания с недостающими данными, ошибками и подвохами.

Память. Важно развивать образную память — способность подмечать и запоминать детали, создавать яркие живые образы — они являются значимым «строительным» материалом для всех образных форм психической деятельности.

Одаренные дети раньше других осваивают осознанное, осмыс­ленное запоминание, овладевают приемами логического запомина­ния. Помогите ребенку найти рациональные приемы обработки материала, учите выстраивать смысловые ассоциации, использо­вать специальные мнемонические приемы, основанные на обобще­нии, классификации, соотнесении с уже известным, наглядном ко­дировании с помощью пиктограмм, незаконченном действии и т. п. Полезно сочетание активного воспроизведения и отсроченного по­вторения. Учите использовать наглядное подкрепление: рисунки, картинки, схемы, пиктограммы, символические изображения.

Мышление. Полезны упражнения на смысловое обобщение, систематизацию, упорядочение по смысловому признаку. Учите выдвигать и проверять разные гипотезы, вести доказательство, ва­рьировать решение, рассуждать о сходстве, различии.

Активно используйте головоломки, лабиринты, загадки, посло­вицы, кроссворды. Приучайте ребенка находить или изобретать такой материал. Учите действовать в уме путем оперирования образами, наглядными опорами, схемами. Помогите освоить приемы наглядно-схематического моделирования.

Воображение. Расширить и упорядочить деятельность вообра­жения помогут творческие задания типа:

  • необычное использование знакомых предметов, придание функций незнакомым, нестандартным предметам;
  • дорисовка заданных элементов (типичных и нетипичных фрагментов предметов, создание многоплановых сюжетов из от­дельных фрагментов);
  • словесные ассоциации и их толкование;
  • завершение фраз, предложений, рассказов, сказок, варьиро­вание сюжетов знакомых произведений, подмена героев;
  • конструирование необычных сооружений, моделирование математических, пространственных, смысловых отношений.

Работу с одаренными детьми целесообразно направить на мак­симальное раскрытие их творческого потенциала. Этому будет способствовать создание развивающей среды. Активному разви­тию творчества поможет включение в игровую, художественную, познавательно-практическую деятельность, экспериментирование в разных сферах. Родителям, воспитателям, учителям необходимо помочь детям раскрыть свои дарования и стать счастливыми.

 

Прием для родителей подростка «эффект зрителя»

Известно, что ощущение чрезмерной ответственности за своих неординарных детей держит родителей в напряжении. Они часто стараются вмешиваться в их наивные и нелогичные способы дей­ствия. Родители встречают каждый раз своего подростка со следующей мыслью: «Он должен вести себя так-то и так-то; я еще посмотрю, делает ли он то, что должен делать» или «Я одобряю или же не одобряю то, что он делает». Вот здесь-то, уважаемые родители, надо себя остановить и постараться заменить эти мысли очень свободным и нейтральным чувством любознательности, как если бы вы смотрели интересное представление. Вы увидите, что ваш подросток постоянно вас удивляет, и что одно из огромных преимуществ быть родителем как раз и состоит в том, чтобы уметь радоваться этим постоянным сюрпризам подростка.

Надо позволить себе радоваться живости и непредсказуемости вашего подростка даже тогда, когда то, чем он удивляет вас, пона­чалу вызывает тревогу и беспокойство.

Выполните следующие упражнения:

  1. Составьте для себя список из десяти поступков вашего под­ростка, которые были неожиданными или удивили вас.
  2. Вычлените в каждом из этих поступков такие стороны пове­дения, которые могут вызвать у вас ощущение радости, удоволь­ствия, воодушевления.
  3. Найдите в каждом из десяти случаев такой аспект, который показывал бы, насколько наивным может быть ваш подросток, или напоминал бы о том, что вы сами совершали в прошлом, или был характерен только для вашего подростка, выявлял бы его индивидуальность.
  4. Найдите в этих поступках аспект, в отношении которого вы можете сказать себе: «Я понимаю, почему он так поступил или сделал!».

Если вам трудно сделать это, попытайтесь предсказать, что сделает или скажет ваш подросток в течение следующих пяти минут. Скажите что-нибудь ему (например: «Мне действитель­но интересно, что с тобой сейчас происходит») и посмотрите, уда­лось ли вам угадать его ответ. Если удалось — порадуйтесь тому, что были правы. Если же нет — порадуйтесь непредсказу­емости и неожиданности ответа.

Подумайте о том, к чему стремится, что хочет подросток. Обра­тите внимание на то, есть ли у вас хотя бы малейшее чувство понимания подростка и малейшее желание увидеть, что он добил­ся желаемого.

 

Способы разрешения конфликтов с одаренными детьми

  1. Выделение проблемы и ее признание. Следует прекратить любую физическую и словесную активность детей и пригласить их к совместному обсуждению поведения.
  2. Описание того, что же произошло. Нужно узнать от участ­ников и свидетелей размолвки о случившемся. Каждому по оче­реди позволить высказаться, не прерывая. Поощряя выступления детей, оставаться нейтральным.
  3. Выбор нескольких решений. У непосредственных участни­ков узнать их взгляд на то, как выйти из создавшейся ситуации. Если дети не находят ответа, предложить свою точку зрения.
  4. Обсуждение взглядов, подчеркивание возможности суще­ствования более чем одного выхода из конфликта. Вместе по­думать над физическими и эмоциональными последствиями этих решений. Полезно напомнить предыдущую схожую размолвку и ее решение.
  5. Придя к всеобщему согласию о плане действия — дей­ствовать.

Чтобы сохранить непредвзятое отношение к одаренным детям, нужно постоянно анализировать собственное восприятие, уметь терпеливо наблюдать. Одаренного ребенка на определенных эта­пах его развития «выдают» отклонения от его вполне нормально­го, благополучного поведения:

  • заметно снижается заинтересованность всегда активного ребенка;
  • он становится чрезмерно критически настроенным по отно­шению ко всему и всем, включая себя. Ничто не может его удов­летворить;
  • повышается «температура» его реакций. Он защищается и тогда, когда его никто не трогает;
  • он делает много просчетов в речи, становится невниматель­ным, теряет способность сосредоточиться;
  • периодически становится тихим, погруженным в себя, не стремится к публичным высказываниям.

Итак, мы видим, что одаренные дети по-разному решают про­блемы, возникающие у них при общении со сверстниками, учите­лями и родителями, поэтому они нуждаются в особом внимании и помощи со стороны окружающих при формировании соци­альных отношений.

Входя в конфликт, необходимо сформулировать для себя от­веты на следующие вопросы:

1)   возможно, и желательно ли устранение противоречия вооб­ще (не забывая о том, что противоречие — двигатель развития);

2)   если да, то имеются ли более экономные и более этичные пути разрешения противоречия, кроме конфликта;

3)   если нет другого пути, то, как долго может длиться конфликт, и хватает ли у вас сил для победы.

При сознательном вхождении в конфликт возможность уп­равления им значительно выше и угроза здоровью будет мень­ше. Поэтому, если все способы избежать конфликта испробова­ны и понятно, что конфликт — единственно возможный способ урегулировать противоречия, следует самому выступать его ини­циатором. При этом следует помнить, что в больших дозах кон­фликты вредны для здоровья.

 

Решение эмоциональных конфликтов с одаренным ребенком

Решение эмоциональных конфликтов является одной из са­мых сложных проблем в семейном воспитании одаренного ребен­ка. Сами родители и дети решить такие конфликты, как правило, не в состоянии. Поэтому в решении эмоциональных конфликтов велика роль посредников, которыми могут быть родственники, друзья, знакомые, порой и незнакомые люди, а также психологи.

Конструктивность разрешения конфликтов с одаренным ре­бенком, как никаких других, зависит в первую очередь от умения понимать, прощать и уступать. Одно из условий завершения кон­фликта — не добиваться победы. Победу за счет поражения парт­нера трудно назвать достижением. Важно уважать другого, не­смотря на содержание его вины. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное — честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категорич­ность. Лучше самим прийти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других — детей, друзей, соседей и знакомых.

 

Способы решения неэмоциональных конфликтов с одаренным ребенком

Для решения неэмоциональных конфликтов можно использо­вать следующие способы:

  1. В любом конфликте надо стремиться соблюдать личное до­стоинство и уважительное отношение к одаренному ребенку.
  2. В конфликте важно понять сторону ребенка, войти в его «роль» и посмотреть на себя его глазами, задать себе вопрос: «А как бы я поступил (поступила) на его месте?».
  3. В семейной жизни большое значение имеют такие принци­пы, как взаимовыручка, взаимозаменяемость и т. п. Но если эти принципы не срабатывают, то, как один из способов решения, воз­можен вариант четкого распределения обязанностей в семье.
  4. Взрослым не следует переносить свои внутренние, служеб­ные (производственные) конфликты на семейные отношения; ак­центировать внимание на недостатках, просчетах и ошибках ре­бенка, стараться помнить о достоинствах.
  5. В конфликтных ситуациях следует стремиться к взаимному компромиссу и согласию.
  6. Всегда нужно помнить, что нежность, ласка, внимательное отношение, соучастие, доброе слово, шутка, юмор и т. п. могут ула­дить конфликтные ситуации.

Гораздо важнее умение ценить и уважать личность другого, соблюдать его права и свободу, стремление сохранить его инди­видуальность. Необходима работа подразделений службы семьи, которые оказывают помощь одаренному ребенку, родителям и дру­гим членам семьи в разрешении и урегулировании конфликтов. Такая работа способствует оздоровлению семейных отношений, под­держанию нормальных психологических условий воспитания де­тей, помогает снизить напряженность в других сферах социальной жизни. Взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общие цели и совместная деятельность содействуют фор­мированию единой семейной субкультуры, в которой отдельные «Я» интегрируются в совместное «Мы».

 

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

 

Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:

  1. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся учреждения образования и организация эффективного функционирования этой системы.
  2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
  3. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы педагогов.
  4. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и  усиление  в связи с этим внимания к проблеме формирования положи­тельной мотивации к обучению.
  5. Создание и постоянное совершенствование  методической системы и предметных   подсистем работы с одаренными детьми.
  6. Признание  руководством  и педагогическим коллективом того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных  направлений  в работе.
  7. Включение в работу с одарен­ными детьми в первую очередь педагогов, обладаю­щих определенными качест­вами: педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вы­зов, умеющей воспринимать кри­тику и не страдать от стресса при работе с людьми более способ­ными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с ода­ренным ребенком должно быть направлено на оптимальное раз­витие способностей, иметь харак­тер помощи, поддержки, быть недирективным;
  8. Уверенность педагога в собствен­ной компетентности и возмож­ности решать возникающие про­блемы. Готовность  нести ответст­венность за последствия прини­маемых им решений и одновре­менно ощущать себя человеком, заслуживающим доверия, уверенность в своей, человеческой привлека­тельности и состоятельности;
  9. Уверенность в том,  что окружаю­щие способны самостоятельно решать свои проблемы, дружелюбны, имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного дос­тоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  10. Стремление к интел­лектуальному самосовершенствова­нию, желание работать над пополне­нием   собственных   знаний,   учиться у других и заниматься са­мообразованием и саморазвитием. 

 

ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 

  • Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
  • Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
  • Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  • Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

 

Причинами уязвимости одаренных детей, являются следующие факторы:

  • Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю. Стремление к совершенству проявляется рано.
  • Ощущение уязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
  • Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
  • Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
  • Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
  • Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:

 

  • Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.
  • Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
  • Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.
  • Готовясь к занятиям с одаренными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков.
  • Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
  • Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
  • Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи.
  • Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
  • Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  • Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
  • Должен быть сам в первую очередь нестандартной личностью с выраженным креативным мышлением, ему противопоказано мыслить стандартно, стереотипно, шаблонами. Мышление должно отличаться гибкостью, широким кругом интересов, не говоря о высокоразвитом интеллекте.
  • В общении педагог отличается безоценочным принятием ребенка, хорошо ориентируется в его индивидуальных особенностях с целью индивидуализации обучения.
  • Педагог должен обладать позитивной Я-концепцией, личность с низкой самооценкой может быть легко поставлена в трудное положение смышленым ребенком, даже если ему всего 4 года.
  • Должен уметь рефлексировать свои особенности, быть готовым к самосовершенствованию.

 

 

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГУ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • Быть доброжелательным и чутким; уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.

 

Как улучшить настроение

КАК УЛУЧШИТЬ НАСТРОЕНИЕ?

 

Изучение способов саморегуляции  эмоционального состояния

 

         Для построения психологом совместно с педагогом оптимальной программы по преодолению ребенком эмоционального дискомфорта, важно знать не только причины эмоционального неблагополучия, но и индивидуальные возможности и потенциальные способности ребенка в преодолении негативного эмоционального состояния.

         Потребность в оптимальной социальной адаптации в школе приводит школьника к выработке индивидуальных способов саморегуляции своего эмоционального состояния. На вопрос: «Что ты делаешь, когда хочешь успокоиться, улучшить свое настроение?» — дети отвечают по-разному. Но все-таки ответы можно свести к нескольким уровням эмоциональной саморегуляции: от пассивного созерцания до активного взаимодействия с окружающей средой, обращения к другим за помощью и поддержкой.

         Способы преодоления детьми эмоционального дискомфорта изучались с помощью специально разработанной анкеты, в основу которой была положена идея В.В.Лебединского и соавторов о различии в активности уровней базальной системы эмоциональной регуляции, а также работы А.О.Прохорова, Р.М.Грановской, И.М.Никольской о способах саморегуляции школьниками отрицательных психических состояний.

         Несмотря на то что, по данным наших исследований, большинство детей используют различные стратегии для преодоления эмоционального дискомфорта, часть детей характеризуется предпочтением какого-либо одного стиля поведения в тревожащей ситуации. Взрослый, учитывая эти особенности ребенка, может помочь ему в формировании и других уровневых механизмов, ориентируясь на организацию более целостного и гибкого поведения ребенка.нка.нка.нка.

Сопоставительная таблица

Уровни системы эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский и др.)

Способы преодоления детьми эмоционального дискомфорта

1. Пассивные формы психической адаптации

Самовнушение, пассивная разрядка: «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным»

2. Выработка эмоциональных стереотипов чувственного контакта с миром

Двигательная активность: «обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде»; «смотрю телевизор, слушаю музыку»

3. Активная адаптация к нестабильной ситуации

Волевые действия; создание аффективных образов: «рисую», «мечтаю, представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия тех, кто вызывает неприятные переживания»

4. Эмоциональное взаимодействие с другими людьм

Общение: «прошу прощения или говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у других»

 

  

ТЕСТ на определение способов преодоления детьми эмоционального дискомфорта

 

Инструкция. Каждый человек старается справиться с плохим настроением или сильным переживанием и для этого выбирает различные способы поведения. Прочтите внимательно перечисленные способы поведения и против каждого обведите цифру справа. Если вы не используете такое поведение, чтобы справиться с волнением, тревогой, обидой и другими неприятными эмоциями, то обведите цифру 1, если иногда используете — 2, если используете часто, так как это вам помогает, — 3.

1. Когда у меня дома плохое настроение, мне становится легче, если:

1) пройдусь в одиночестве 1 2 3

2) активно подвигаюсь, послушаю музыку 1 2 3

3) сделаю что-то важное для себя, чтобы убедиться в своей силе воле, настойчивости 1 2 3

4) расскажу кому-нибудь из близких о моих переживаниях 1 2 3

5) схожу в гости 1 2 3

6) проучу обидчика или что-нибудь сломаю 1 2 3

7) съем что-нибудь вкусное 1 2 3

8) рассматриваю пейзаж, наблюдаю за животными 1 2 3

2. Когда у меня в школе плохое настроение, мне становится легче, если:

1) отвлекусь, посмотрю в окно 1 2 3

2) вспомню что-то хорошее 1 2 3

3) помечтаю, что потом все будет хорошо 1 2 3

4) поделюсь с товарищем своими переживаниями 1 2 3

5) обращусь к учителю за поддержкой 1 2 3

6) стукну или обзову кого-нибудь 1 2 3

7) поиграю, побегаю на перемене 1 2 3

8) сам себя успокою, уговорю 1 2 3

Подсчитываются суммы баллов в первой и во второй частях анкеты по следующим пунктам:

1 и 8 — первый уровень эмоциональной саморегуляции; отражает развитие пассивного способа приспособления к внешней среде.

2 и 7 — второй уровень саморегуляции; связан с удовлетворением потребностей в приятных ощущениях.

3 и 6 — третий уровень саморегуляции; связан с активной адаптацией к нестабильной ситуации. При недостаточном развитии других уровней саморегуляции, особенно четвертого, эта активность может проявляться в агрессивном поведении.

4 и 5 — четвертый уровень эмоциональной регуляции; отражает степень взаимодействия с другими людьми в тревожащей ситуации.

Психолог или учитель обращает внимание на то, какие способы используются ребенком в школе и вне школы для эмоциональной саморегуляции. Такая работа помогает ребенку научиться пользоваться различными способами совладающего поведения.

 

Алла ФОМИНОВА

 

 

Правила, направленные на преодоление невнимательности

Правила, которые могут помочь в преодолении невнимательности у ребенка.

  1. Для невнимательных детей полезен четкий распорядок дня. Старайтесь не отступать от намеченных планов. Только учтите – делать это надо ненавязчиво.
  2. Родители должны внимательно следить за успехами ребенка. В отношениях необходимо придерживаться позитивной модели: хвалить в каждом случае, когда он этого заслужил. Поощряйте все виды деятельности, требующие сосредоточенности.
  3. Давайте ребенку задание на определенный промежуток времени, чтобы он мог его закончить. Следующее задание давайте только после завершения первого.
  4. При выполнении уроков чередуйте сложные для ребенка задания с более легкими. Обязательно выделяйте время для небольших перерывов.
  5. Помощь родителей в выполнении уроков должна быть направлена на то, чтобы у ребенка формировалось желание и самому делать их хорошо. Поменьше критики, побольше поддержки.

Самое простое задание на развитие внимательности «Найди отличия» – в двух почти одинаковых картинках найти отличающиеся детали.

Основный тип упражнений, направленный на развитие концентрации внимания – корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте в течение пяти минут. Такие упражнения помогают ребенку почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения

 

 

Приемы в работе учителя с медлительными детьми

Приемы в работе учителя, облегчающие учебную деятельность школьников со слабой нервной системой:

-         не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

-         желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;

-         нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой разнообразный сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно по мере усвоения;

-         лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;

-         путем правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, эта уверенность поможет ученику в экстремальных, , стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т д.

-         Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно относиться к ним;

-         Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;

-         Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать внимание, создавать спокойную обстановку.

 

Приемы в работе учителя, облегчающие учебную деятельность учащихся с инертной нервной системой:

-         Не требовать от них немедленного включения в работу: их активность выполнения нового вида задания возрастает постепенно;

-         Следует помнить,  что инертные дети не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

-         Не нужно требовать от инертного ребенка быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизаций;

-         Поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, не следует проводить опрос вначале урока;

-         Нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;

-         В момент выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

-         Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал, следует отложить опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Значительная помощь медлительному школьнику требуется и со стороны родителей. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки, могут в определенной мере повысить скорость работы.

Советы учителям

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ

Что думают о родительских собраниях родители

 Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь. Обязательно при всех. Благодарите учеников за их замечательных родителей. Благодарите бабушек и дедушек за то, что встречают детей из школы, помогают организовать праздники. Отдельно благодарите пап – за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг навстречу ребенку и учителю.

Конечно, форма выражения благодарности может быть любой. Но особенно запоминаются благодарственные письма.

Записи в дневнике любимого чада – самая больная тема для многих родителей. Как правило, записи безлико информируют о том, чего ребенок не сделал в школе. А если тактику поменять и начать писать позитивные вещи: хвалить ребенка, официально (письменно) и регулярно закрепляя похвалу?! Да, потребуется ваше время, но ведь оно того стоит!

Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, – убедить родителей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну.

Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Родители не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими, чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости.

Никогда не употребляйте термин вызвать родителей в школу! Всегда приглашайте их поговорить. И обязательно – заранее. Не практикуйте ситуацию: “Чтобы завтра же родители были здесь!” – ведь разговор сгоряча всегда приносит только обратный эффект. До тех пор пока встреча учителя и родителей будет для ребенка наказанием, рассчитывать на полноценное сотрудничество преждевременно...

Изучайте родителей (и других членов семьи) – их интересы, сферу профессиональной деятельности, их методы воспитания – не как маму Миши или папу Светы, а просто как взрослых и опытных людей, с которыми столкнула вас судьба. Возможно, среди них есть удивительные люди, и они станут известны другим благодаря вашему искреннему интересу.

Учитесь у родителей, ведь учитель – это не всегда тот, кто знает больше, а тот, кто знает другое.

К сожалению, сегодня родительское собрание – самая распространенная форма взаимодействия учителя и семьи. А где же лекции, семинары, педагогические практикумы, дискуссии, тренинги, конференции, психолого-педагогические консультации? Что это – лень, нехватка времени или профессиональная несостоятельность многих учителей? Выходит, количество родителей, присутствующих на собрании, – единственный показатель их активности, доверия к школе, готовности принять участие в жизни класса. Но и тут соблюдение простейших правил может существенно стимулировать процесс привлечения родителей в школу.

  • Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне (без сарказма!) радуйтесь их появлению в классе.
  • Обязательно называйте родителей по имени и отчеству, не говорите “мама Миши Петрова”. Иначе может создаться впечатление, что родители значимы для вас только в этой роли.
  • На собрании старайтесь говорить о проблеме, а не о конкретном ребенке. А вот хвалите – персонально и обязательно всех. Найдите несколько теплых слов для каждого ребенка. Дети меняются, взрослеют, осваивают новые области. И часто успешнее, чем кажется на первый взгляд.
  • Особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте...
  • Когда родителям предлагается посильная и конкретная модель приложения своих родительских ресурсов, то отдача повышается. Потому что пошаговые целенаправленные действия всегда приносят позитивные результаты. Повышают заинтересованность родителей. Они чаще обращаются к вам за советом, а вы, в свою очередь, получаете прекрасную возможность проследить за развитием ребенка в семье.
  • Старайтесь не критиковать действия коллег, соблюдайте профессиональную этику, даже если у вас иная точка зрения.
  • При необходимости попросите родителей об оказании какой-либо помощи, подробно объясняйте, почему вы не можете обойтись без них, просите предложить другие варианты решения проблемы, охотно обсуждайте их.
  • Как вести себя учителю, если возникла проблемная ситуация и вы вынуждены просить родителей о встрече?
  • Приглашая родителей в школу, спросите себя: что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит прежде всего вашу работу.
  • Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!
  • Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество.
  • Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”. Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по математике”, “Отказался отвечать на уроке химии” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
  • Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится “разбор полетов”, этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.
  • Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на меня ученик завтра?

Развитие ребенка – сложный, неоднозначный процесс. И от того, насколько тернистым и болезненным будет ваш совместный путь по, конечно же, всегда индивидуальному образовательному маршруту, зависит, о чем будет вспоминать человек через десять или двадцать лет после школы. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на ваши и родительские руки? Ведь когда тебя поддерживают с двух сторон, как-то надежнее... 

 

Учителю о суициде

Учителю о суициде

Психолого-педагогическая служба

ГУО «Средняя школа № 18 г. Могилева» 

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

 

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА 

         Что в поведении подростка  должно насторожить учителя

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

 

         Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

 

         Что делать учителю,  если он обнаружил опасность

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

           Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

 

Телефоны помощи:

31-20-22  (круглосуточная экстренная психологическая помощь)

47-31-61 экстренная психиатрическая помощь

47-34-09 регистратура (детско-подростковый психиатрический диспансер)

Скачать брошюры суицид.rar 125 кб

Готовим к централизованному тестированию

Готовим к

Централизованному Тестированию

Стратегии работы с детьми групп риска

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Наша классификация детей групп риска не претендует на научную полноту, она имеет исключительно прикладной характер. Мы предприняли попытку выделить те группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче ЦТ, и предложили некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям. Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе. Классный руководитель и психолог выделяют группы риска и совместно с родителями выпускников определяют пути и способы психологической поддержки.

На этапе подготовки к экзаменам можно использовать различные формы психологической поддержки:

Групповые психологические занятия для различных категорий детей (например, для детей с трудностями организации деятельности, для аудиалов и кинестетиков). Цель этих занятий — выработка необходимых навыков. Очень важно, чтобы эти занятия носили дифференцированный характер, то есть чтобы в них принимали участие не все дети класса, а дети, имеющие специфические трудности.

Индивидуальные консультации выпускников. Эта форма работы в большей степени подходит для тех детей, чьи трудности в большей степени имеют личностный характер (например, тревожные или перфекционисты).

Составление рекомендаций для детей и их родителей. Эта форма работы собенно подходит в том случае, если имеющиеся трудности мало подвержены коррекционному воздействию (например, у астеничных или «застревающих» детей). Очень важно фиксировать эти рекомендации в письменной форме, чтобы родители и дети могли их использовать в качестве памятки.

Индивидуальные консультации родителей выпускников. Возможности психологической поддержки учеников непосредственно во время экзамена, безусловно, невелики, но все же оказать помощь выпускнику в процессе экзамена вполне реально. Конечно, задача облегчается, если учитель знаком с детьми. Но даже если педагог впервые встречает детей в ситуации экзамена, он может заметить некоторые наиболее явные затруднения и оказать детям психологическую поддержку.

В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений мы выделили следующие группы риска.

 

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

 

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче ЦТ

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками. Во время экзамена. Правополушарным детям имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (заданиях типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Им это будет проще. Возможно, именно с таких заданий им стоит начинать, а уже потом переходить к тестам множественного выбора (к заданиям типа В и С).

 

ДЕТИ-СИНТЕТИКИ

 

Краткая психологическая характеристика

Синтетический, или глобальный, стиль деятельности характеризуется рядом типичных моментов. Дети-синтетики опираются в большей степени на общее, а не на частности. Они мало внимания уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности

Синтетики часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки. Обычно таким детям трудно составлять планы или конспекты, некоторые из них составляют план уже после того, как работа написана. Синтетики редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте, во взаимосвязи с другими, соотносить полученные знания с личным опытом и мнениями других. При сдаче ЦТ синтетики могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному. При изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием. При работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? Во время экзамена. В начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться. Синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы. Кроме того, на экзамене им важно опираться на умение выделять главное в каждом вопросе.

 

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

 

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.). Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЦТ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике». Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится».

 

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

 

Краткая психологическая характеристика

Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности

Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче Единого государственного экзамена подобные дети испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»). Во время экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» – и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

 

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

 

Краткая психологическая характеристика

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться,

Основные трудности

ЦТ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно. Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

 

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Основные трудности

ЦТ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд. Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» – и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности

ЦТ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени (3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов. Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).

 

Рекомендации для педагогов по профилактике буллинга (притеснения) в среде обучающихся

Рекомендации для педагогов

по профилактике буллинга (притеснения) в среде обучающихся.

 

Предупредить возникновение такого явления как буллинг

 гораздо легче, чем работать с его последствиями!

 

Буллинг (от англ. “bully” – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление. Участники буллинга: Агрессор; «Агрессята» - те, кто поддерживают агрессора; Наблюдатели; Жертва. Буллинг чаще всего возникает в подростковом возрасте.

 

Признаки буллинга:

· Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу.

· Всегда в подавленном настроении.

· Нет друзей в классе.

· Никто не хочет с ним сидеть за партой.

· Объект для шуток и юмора.

· Внезапное снижение успеваемости.

· Часто приходит с синяками и в порванной одежде.

· Не у кого спросить домашнее задание.

· Часто проводит время на переменах в одиночестве.

 

Агрессорами чаще всего становятся дети:

-        к которым применялась агрессия;

-        склонные к доминированию;

-        у которых приняты агрессивные формы поведения в семье (заложена ранговость).

 

   Жертвами чаще всего становятся:

-        Дети, которые отличаются от остальных (внешностью, способностями, национальностью, уровнем достатка и пр.).

-        Дети с моторной неловкостью.

-        Дети, к которым применялась агрессия (снижается сопротивляемость к насилию)

 

Последствия буллинга:

 

Для жертвы:

- коммуникативные проблемы;

- низкая самооценка;

- страх перед выступлениями;

- недоверие к людям;

- может повышаться агрессия;

- высокий суицидальный риск;

- депрессия;

- уходы из школы;

- чувство тревоги;

- соматические реакции;

- когнитивные нарушения;

- снижение успеваемости.

 

Для агрессора:

- негативные эмоции со стороны окружающих,

- высокий риск попасть в криминальные группировки и к совершению правонарушений;

- отвержение.

 

Для педагога:

В классе сформируется ситуация, где всегда будет Агрессор и Жертва.

У учителя, имеющего особое отношение к некоторым обучающимся («любимчик»/ «хулиган»), больше шансов спровоцировать ситуацию буллинга. Когда педагог никого не выделяет и уважительно относится ко всем, ведет работу по сплочению классного коллектива, вероятность возникновения буллинга сводится к минимуму.

Что делать педагогу в ситуации буллинга:

 

  • Для начала необходимо признать, что такая проблема существует. Это гораздо более серьезный шаг, чем может показаться:
  • Хотя мы говорим о соблюдении интересов потерпевшего, на практике часто действуем в пользу обидчика. Например, обучающиеся часто восхищаются обидчиком, а некоторые педагоги с неуважением относятся к детям, которые не могут постоять за себя.
  • Иногда педагоги считают, что лучше дать детям возможность разобраться со своими проблемами самим или рассматривают вербальную агрессию как неопасную и незаслуживающую внимания.
  • Некоторые руководители не хотят поднимать обсуждение этой темы, пока не сталкиваются с другими людьми, которые требуют активных действий, например, с родителями.
  • Притеснение продолжается благодаря атмосфере, которая его допускает, а также в результате недостаточного надзора и отсутствия последствий.
  • оставаться спокойным;
  • воспринять случай серьезно;
  • быстро и взвешенно принять меры; если нужно, наказать обидчика и объяснить причину наказания;
  • сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;
  • постараться, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;
  • оказать поддержку потерпевшему, подбодрить его, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым, предложить конкретную помощь.

 

Что может делать педагог для профилактики буллинга:

  • Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов.
  • Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.
  • Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции.
  • Проводить групповые внеклассные мероприятия направленные на сплочение класса.
  • «Хвалить при всех, ругать наедине».
  • Устраивать совместные праздники и чаепития.
  • Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.

 

Рекомендации учителю по профилактике «Отверженности» в классе:

  1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Насмешникам необходимо делать строго замечания.
  2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
  3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
  4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.
  5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
  6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневник. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
  7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Травлю никогда не прекратить без вмешательства взрослых!!!

 

Педагог-психолог ГУО «Средняя школа №18 г.Могилева»     Атрошенко М.В.

Рекомендации для учителей и классных руководителей по предотвращению суицида среди несовершеннолетних

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СУИЦИДА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Что в поведении подростка должно насторожить учителя

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
  • Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

 

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

 

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

 

Что делать учителю, если он обнаружил опасность

  • Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

 

 

 

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

 

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

 

Профилактика синдрома эмоционального выгорания личности педагога

Профилактика синдрома эмоционального выгорания личности педагога.

Эмоциональное выгорание  педагога – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) - три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности: 

Первая стадия:

  • начинается приглушением эмоций, специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

*  возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с   пренебрежением говорить о некоторых из них; В этом случае человек может помочь себе сам  (путем расслабления, организации перерывов в работе).

Вторая стадия:  

На второй стадии выгорания симптомы проявляются регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс.

Эмоциональная не­устойчивость в деятельности педагога обусловлена рядом объективных и субъективных факторов.

Мировоззрение человека, его личностные качества – главная причина жизненной устойчивости.

Информация психолога педагогам

 

Причины, разрушающие здоровье педагога:

- неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;

- неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;

- наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;

- неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.

- неумение противостоять стрессам;

- отсутствие управления своими эмоциями;

- неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости.

 

Возможные причины эмоционального выгорания, связанные с работой:

  • - слабый контроль над выполняемой работой или его отсутствие;
  • - отсутствие признания и вознаграждения за хорошую работу;
  • - нечеткая, размытая или чрезмерно ответственная работа;
  • - выполнение монотонной и примитивной работы;
  • - хаотичная работа или высокое давление со стороны окружающей среды.

Образ жизни, как причина эмоционального выгорания:

  • - слишком много работы, при которой нет времени на общение и отдых;
  • - чрезмерно большие обязанности без достаточной помощи со стороны других;
  • - недосыпание;
  • - отсутствие родных и близких или поддержки с их стороны.

Черты характера личности, способствующие выгоранию:

  • - перфекционизм (в психологии, убеждение, что идеал может быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет право на существование.
  • - пессимизм;
  • - желание все держать под своим контролем;
  • - нежелание делегировать свои обязанности другим.

Физические признаки и симптомы выгорания

  • - чувство усталости, истощения, головокружение, изменение веса;
  • - снижение иммунитета, плохое самочувствие, чрезмерная потливость, дрожь;
  • - проблемы с аппетитом и сном, болезни сердечно-сосудистой системы;
  • - частые головные боли, головокружение, боли в спине и мышцах.

                               Эмоциональные признаки и симптомы выгорания

  • - чувство неудачи и неуверенность в себе, безразличие, изнеможение и усталость;
  • - чувство беспомощности и безнадежности, эмоциональное истощение, потеря идеалов и надежд, истерика;
  • - все чаще делается циничный и негативный прогноз, остальные люди становятся безликими и безразличными (дегуманизация);
  • - отрешенность, чувство одиночества, депрессия и чувство вины;
  • - снижение удовлетворения и чувства выполненного долга, душевные страдания;

потеря мотивации и профессиональных перспектив, негативное восприятие своей профессиональной подготовки.

Поведенческие признаки и симптомы выгорания

  • - уход от ответственности, импульсивное эмоциональное поведение;
  • - социальная самоизоляция;
  • - перенос своих неурядиц на других;
  • - выполнение отдельных работ требует больше времени, чем раньше;
  • - работа более 45 часов в неделю, недостаточная физическая нагрузка;
  • - использование пищи, наркотиков или алкоголя, чтобы справиться с проблемами.

                                             Рекомендации психолога педагогам

Вот лишь некоторые стратегии восстановления при выгорании.

Стратегия восстановления № 1: Замедление

Если наступила конечная стадия эмоционального выгорания, постарайтесь другими глазами взглянуть на все, что привело вас в такое состояние. Подумайте и позаботьтесь о своем здоровье. Вы должны пересмотреть ваше отношение к вашей работе и личной жизни, заставьте себя рассмотреть возможность отдохнуть от работы и подлечиться.

Стратегия восстановления № 2: Получите поддержку  

Когда вы выгорели, естественным стремлением является самоизоляция с целью защиты оставшейся в вас энергии. Это шаг в неверном направлении. В эти трудные времена ваши друзья и семья являются для вас более важными, чем когда-либо. Обратитесь к ним за поддержкой. Просто поделитесь с ними своими чувствами, это может несколько облегчить ваше состояние.

Стратегия восстановления № 3: Пересмотрите свои цели и приоритеты

Если вы достигли стадии выгорания, вероятно, что что-то в вашей жизни делается не так. Проанализируйте все, сделайте переоценку ценностей. Вы должны правильно реагировать на предупреждающие знаки как на возможность пересмотреть вашу текущую жизнь.  Найдите время, чтобы рассмотреть то, что делает вас счастливым и, что важно для вас. Если вы обнаружите, что вы пренебрегаете значимой деятельностью или людьми в вашей жизни, соответственно измените свое отношение.

Еще несколько полезных советов

  • Активно решайте ваши проблемы. Проявите активную позицию, а не пассивную для решения проблем на вашем рабочем месте, старайтесь исключить стрессовые ситуации на работе. Вы почувствуете себя менее беспомощными, если вы заявите о себе и выразите свои потребности. Если у вас нет возможностей для решения проблемы, поговорите с вашим начальником.
  • Уточните вашу должностную инструкцию.Попросите вашего руководителя уточнить ваши должностные обязанности. Напомните ему те виды работ, которые приходилось вам выполнять в последнее время сверх ваших функциональных обязанностей.
  • Попросите новые обязанности. Если вы выполняете свою работу в течение достаточно длительного времени, попросите попробовать что-то новое: другой уровень работы, другая территория продаж, другие условия работы и т.д.
  • Выкройте время.Если выгорание кажется неизбежным, сделайте полный перерыв в работе. Попросите очередной или неоплачиваемый отпуск, используйте больничный. Важно выйти из сложившейся ситуации. Используйте время для «перезарядки своих батареек» и принятия новой перспективы.

                                                                        Жизнь – это опыт

Саморегуляция. Это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя при помощи слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Саморегуляция необходима, чтобы успокоиться, восстановиться и активизироваться. Можно использовать следующие способы саморегуляции:  Активизация чувства юмора – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьезной ситуации: - мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора, - мысленно представить агрессивного партнера в этом состоянии на пляже, в детской шапочке, с ушами Чебурашки.  Самоубеждения, самоприказы, вызывающие спокойное состояние - «Я спокойна!», «Стоп!», «Все будет хорошо!»  Концентрация внимания на чем-то: - рассматривание предмета и мысленное его описание, - вслушивание в звуки за окном, - сосредоточение на своих телесных ощущениях – релаксация, аутогенная тренировка.  Самоконтроль внешних выражений эмоций.  Использование образов визуализации.  Глубокое дыхание.  Снятие мышечного напряжения. Что же можно сделать, чтобы воспринимать жизнь позитивно?

Вот 10 секретов счастья: 1. Сила отношения. Мы настолько счастливы, насколько настроен на это наш разум. 2. Сила тела. Физические упражнения облегчают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым мы чувствуем себя хорошо. 3. Сила жизни в мгновении. Воспоминания состоят из особых моментов - накапливайте как можно больше таких счастливых мгновений. 4. Сила представлений о себе. Человек является тем, что он о себе думает. 5. Сила цели. Цель придает нашей жизни смысл и содержание. 6. Сила смеха. Чувство юмора облегчает стресс и вызывает ощущение счастья. 7. Сила прощения. Умение прощать является ключом, открывающим дверь истинного счастья. Невозможно быть счастливым, если в вас остались ненависть и обида. 8. Сила умения давать. Счастье нельзя найти в обладании и приобретении чего-то для самого себя. Оно кроется в умении давать и помогать другим. 9. Сила взаимоотношений. Близкие взаимоотношения делают хорошие времена еще более приятными, а трудные периоды — более легкими. 10. Сила веры. Вера вызывает доверие к людям, успокаивает разум и освобождает душу от сомнений, тревог, беспокойств и страха.

                                                   УДАЧИ ВАМ ПЕДАГОГИ!

 

поделиться в: