Инновационый проект 2021-2024
«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»
Научные консультанты проекта:
Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент
Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент
Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
Обоснование актуальности и целесообразности проекта
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра Джон Дьюи |
Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования отражена в основном законодательном акте – Кодексе Республики Беларусь об образовании, где в основных требованиях к организации образовательного процесса необходимым является создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности. Поэтому, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов обучения, которые формируют способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать последующие действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и уметь творчески взаимодействовать с окружающим миром. В связи с этим возникает вопрос: способны ли выпускники школы дать ответ вызовам завтрашнего дня, уверенно действовать, эффективно решать задачи в повседневной реальной жизни, самостоятельно учиться, переучиваться, адаптируясь к новым нестандартным ситуациям?
В целях обеспечения развития системы образования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь разработал Государственную программу «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы Принципиальными преобразованиями к 2025 году в системе образования станут: непрерывное формирование умений, совершенствование современных навыков и компетенций, востребованных рынком труда на протяжении жизни; развитие функциональной грамотности и технического творчества обучающихся Учащиеся, получившие обязательное базовое образование, должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для успешной социализации в обществе. Исследования показывают, что необходимо уделить дополнительное внимание развитию у учащихся компетенций, составляющих функциональную грамотность.
Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Очень важно не только закончить школу, но и уметь пользоваться полученными знаниями.
Развитие сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. По определению А.А.Леонтьева: «Функционально грамотный человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.
Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности.
Весной 2018 года Беларусь впервые участвовала в Международной программе оценки знаний PISA. В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. В ходе неё белорусские школьники прошли ряд тестирований, по результатам которых определяют уровень среднего образования в стране и его практикоориентированность. По итогам этапа «Чтение» белорусские школьники набрали 474 балла — 35-й результат из 79 возможных. В блоке «Математика» белорусские школьники получили примерно те же баллы (472) — и это 38-й результат. По естественным наукам белорусские школьники набрали 471 балл (37-й результат).
Для определения функциональной грамотности высокомотивированных обучающихся 4-ых классов нашей школы было проведена диагностика. Анализ диагностических карт показал большое количество обучающихся с низким уровнем.
Таким образом, возникает необходимость в целенаправленном формировании функциональной грамотности младшего школьника и нахождения путей ее реализации посредством применения технологии многомерного чтения.
Для реализации поставленной задачи создана творческая группа педагогов, которая разрабатывает проект, направленный на формирование функциональной грамотности учащихся с использованием технологии многомерного чтения на I ступени общего среднего образования.
Ожидаемые результаты от проекта: повышение количественных и качественных показателей сформированности уровня функциональной грамотности учащихся по сравнению со стартовым уровнем.
Кадровое обеспечение проекта
Учреждение образования размещается в трёхэтажном здании. В школе функционируют 45 учебных кабинетов. Из них 14 кабинетов для учащихся 1-4 классов. В школе созданы необходимые условия для работы занятий по интересам, проведения факультативных занятий.
Структура методической сети
Директор | ||
Педагогический совет | ||
Заместитель директора по учебной работе | ||
Заместитель директора по ВР | ||
Психолого-педагогическая служба | ||
Методический совет | ||
МО: классных руководителей, учителей начальных классов, учителей физико-математического цикла, учителей гуманитарного цикла, учителей естественных наук | ||
Творческие группы: по работе с одаренными учащимися, организация проектно-исследовательской деятельности, использование ИКТ, креативный педагог |
Основные направления деятельности методического объединения учителей начальных классов
Содержание деятельности | ||
Проведение заседаний методического объединения | ||
Выполнение нормативных правовых актов, регламентирующих педагогическую деятельность, исполнение решений и рекомендаций | ||
Реализация единой методической темы | ||
Организация самообразования и самосовершенствования каждого учителя | ||
Знакомство с передовым опытом, использование его в образовательном процессе | ||
Поддержка стремления учителя по внедрению достижений педагогической науки в практику | ||
Развитие познавательных интересов учащихся ( проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных конкурсов) | ||
Личностно-профессиональное развитие педагогов |
№ | Ф.И.О. | Должность | Образование | Педстаж | Категория | Функциональные обязанности |
1. | Бонич Сергей Борисович |
директор | высшее | 29 | высшая | Педагогическое руководство, ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта; создание благоприятных условий для участников инновационной деятельности |
2. | Лорченко Марина Михайловна |
заместитель директора по учебной работе |
высшее | 31 | высшая | Разработка инновационного проекта, методическое сопровождение инновационной деятельности, предоставление промежуточных, итоговых отчётов о результатах инновационной деятельности, поэтапное отслеживание результатов инновационной деятельности. Координирование действий участников проекта, обобщение опыта |
3. | Андрушкова Жанна Анатольевна |
учитель начальных классов | высшее | 28 | высшая | Образовательная деятельность в рамках инновационной модели, обобщение собственного инновационного опыта, предоставление руководителю отчёта по результатам инновационной деятельности |
4. | Дуденкова Светлана Яковлевна |
учитель начальных классов | высшее | 23 | высшая | |
5. | Хилькевич Елена Андреевна |
учитель начальных классов | высшее | 27 | высшая | |
6. | Гонтарева Татьяна Владимировна |
учитель начальных классов | высшее | 24 | первая | |
7. | Бачкова Татьяна Васильевна |
учитель начальных классов | высшее | 24 | первая | |
8. | Мельникова Алеся Юрьевна |
учитель начальных классов | высшее | 7 | б/к |
КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
СТАТЬЯ 31. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Обучающиеся обязаны:
- добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
- заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
- выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
- не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;
- бережно относиться к имуществу учреждения образования;
СТАТЬЯ 83. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основные требования к организации образовательного процесса:
обеспечение качества образования;
компетентностный подход;
охрана здоровья обучающихся;
соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
создание условий для развития творческих способностей обучающихся;
создание специальных условий для получения образования лицами с
особенностями психофизического развития;
СТАТЬЯ 151. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ
ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья.
- Прием (зачисление) лиц в учреждение образования для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лети или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
Материально- техническое обеспечение проекта
Материально-техническая база учреждения образования соответствует существующим нормативам.
Материально-техническое обеспечение:
- наличие кабинетов для обучения учащихся начальных классов;
- наличие компьютерной техники в каждом кабинете;
- наличие подключения к сети Интернет ;
- наличие необходимого проекционного оборудования (медиапроектор);
- наличие множительной и копировальной техники;
- наличие необходимого проекционного оборудования (медиапроектор);
- наличие множительной и копировальной техники.
Информационно-коммуникативные средства:
- медиатека;
- электронные учебные издания;
- электронные мультимедийные материалы (ЭСО, презентации, электронные варианты текстов).
Заместитель директора по учебной работе М.М.Лорченко