Инновационый проект 2021-2024

«Внедрение технологии многомерного чтения для формирования функциональной грамотности младших школьников»

Научные консультанты проекта:

Гин Светлана Ивановна, профессор кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат педагогических наук, доцент

Капшай Наталья Павловна, доцент кафедры педагогики и частных методик ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; кандидат филологических наук, доцент

Добродушенко Марина Иосифовна, начальник управления методического сопровождения образовательного процесса центра дошкольного, общего среднего и специального образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»

Обоснование актуальности и целесообразности проекта

    Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра
Джон Дьюи

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования отражена в основном законодательном акте – Кодексе Республики Беларусь об образовании, где  в основных требованиях к организации образовательного процесса необходимым является создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности. Поэтому, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов обучения, которые формируют способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать последующие действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и уметь творчески взаимодействовать с окружающим миром.  В связи с этим возникает вопрос: способны ли выпускники школы дать ответ вызовам завтрашнего дня, уверенно действовать, эффективно решать задачи в повседневной реальной жизни, самостоятельно учиться, переучиваться, адаптируясь к новым нестандартным ситуациям?

В целях обеспечения развития системы образования и реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь Совет Министров Республики Беларусь разработал Государственную программу «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы Принципиальными преобразованиями к 2025 году в системе образования станут: непрерывное формирование умений, совершенствование современных навыков и компетенций, востребованных рынком труда на протяжении жизни; развитие функциональной грамотности и технического творчества обучающихся Учащиеся, получившие обязательное базовое образование, должны обладать знаниями и умениями, необходимыми для успешной социализации в обществе. Исследования показывают, что необходимо уделить дополнительное внимание  развитию у учащихся компетенций, составляющих функциональную грамотность.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. Очень важно не только закончить школу, но и уметь пользоваться полученными знаниями.

Развитие сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. По определению А.А.Леонтьева: «Функционально грамотный человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования как с точки зрения содержания и методов обучения в целом, так и с точки зрения воздействия контекстных факторов (модель управления, язык обучения, социальный статус семьи и др.) на уровень развития функциональной грамотности школьников. Исследование проводится циклически (раз в три года). В каждом цикле особое внимание уделяется какому-то одному типу функциональной грамотности.

Весной 2018 года Беларусь впервые участвовала в Международной программе оценки знаний PISA. В ходе тестирования в рамках PISA оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность. В ходе неё белорусские школьники прошли ряд тестирований, по результатам которых определяют уровень среднего образования в стране и его практикоориентированность. По итогам этапа «Чтение» белорусские школьники набрали 474 балла — 35-й результат из 79 возможных. В блоке «Математика» белорусские школьники получили примерно те же баллы (472) — и это 38-й результат. По естественным наукам белорусские школьники набрали 471 балл (37-й результат).

Для определения функциональной грамотности высокомотивированных обучающихся 4-ых классов нашей школы было проведена диагностика. Анализ диагностических карт показал  большое количество обучающихся с низким уровнем.

Таким образом, возникает  необходимость в целенаправленном формировании функциональной грамотности  младшего школьника и нахождения путей ее реализации посредством применения технологии многомерного чтения.

Для реализации поставленной задачи создана  творческая группа педагогов, которая разрабатывает проект, направленный на формирование функциональной грамотности учащихся  с использованием технологии многомерного чтения на I ступени общего среднего образования.

Ожидаемые результаты от проекта: повышение количественных и качественных показателей сформированности уровня функциональной грамотности учащихся по сравнению со стартовым уровнем.

Кадровое  обеспечение проекта

Учреждение образования размещается в трёхэтажном здании. В школе функционируют 45 учебных кабинетов. Из них 14 кабинетов для учащихся 1-4 классов.  В школе созданы необходимые условия для работы занятий по интересам, проведения факультативных занятий.

Структура методической сети

  Директор  
  Педагогический совет  
  Заместитель директора по учебной работе  
  Заместитель директора по ВР  
  Психолого-педагогическая служба  
  Методический совет  
  МО: классных руководителей, учителей начальных классов,  учителей физико-математического цикла, учителей гуманитарного цикла, учителей естественных наук  
  Творческие группы: по работе с одаренными учащимися, организация проектно-исследовательской деятельности, использование ИКТ, креативный педагог  

  

Основные направления деятельности методического объединения учителей начальных классов

  Содержание деятельности  
  Проведение заседаний методического объединения  
  Выполнение нормативных правовых актов, регламентирующих  педагогическую деятельность, исполнение решений и рекомендаций  
  Реализация единой методической темы  
  Организация самообразования и самосовершенствования каждого учителя  
  Знакомство с передовым опытом, использование его в образовательном процессе  
  Поддержка стремления учителя по внедрению достижений педагогической науки в практику  
  Развитие познавательных интересов учащихся ( проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных конкурсов)  
  Личностно-профессиональное развитие педагогов  

 

Ф.И.О. Должность Образование Педстаж Категория Функциональные обязанности
1. Бонич
Сергей
Борисович
директор высшее 29 высшая Педагогическое руководство, ресурсное  обеспечение реализации инновационного проекта; создание благоприятных условий для участников инновационной деятельности
2. Лорченко
Марина
Михайловна
заместитель
директора
по учебной
работе
высшее 31 высшая Разработка инновационного проекта, методическое сопровождение инновационной деятельности, предоставление промежуточных, итоговых отчётов о результатах инновационной деятельности, поэтапное  отслеживание результатов  инновационной  деятельности. Координирование действий участников проекта, обобщение опыта
3. Андрушкова
Жанна
Анатольевна
учитель начальных классов высшее 28 высшая Образовательная   деятельность  в рамках инновационной модели,  обобщение собственного инновационного опыта, предоставление руководителю отчёта по результатам инновационной деятельности
4. Дуденкова
Светлана
Яковлевна
учитель начальных классов высшее 23 высшая
5. Хилькевич
Елена
Андреевна
учитель начальных классов высшее   27 высшая
6. Гонтарева
Татьяна
Владимировна 
учитель начальных классов высшее   24 первая
7.  Бачкова
Татьяна
Васильевна
учитель начальных классов высшее   24 первая 
8. Мельникова
Алеся
Юрьевна 
учитель начальных классов высшее  7  б/к  

 

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБ ОБРАЗОВАНИИ

 

СТАТЬЯ 31.    ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Обучающиеся обязаны:
    • добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
    • заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
    • выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
    • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
    • не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать их права в сфере образования;
    • бережно относиться к имуществу учреждения образования;

 

 

СТАТЬЯ 83.    ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

                          ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

          Основные требования к организации образовательного процесса:

     обеспечение качества образования;

     компетентностный подход;

     охрана здоровья обучающихся;

     соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

     создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

     создание условий для развития творческих способностей обучающихся;

     создание специальных условий для получения образования лицами с

     особенностями психофизического развития;

 

 

СТАТЬЯ 151. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРИЕМУ ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ

                          ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья.
  2. Прием (зачисление) лиц в учреждение образования для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лети или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.

Материально- техническое обеспечение проекта

Материально-техническая база учреждения   образования соответствует существующим нормативам.

Материально-техническое обеспечение:

  • наличие  кабинетов для обучения учащихся начальных классов;
  • наличие компьютерной техники в каждом кабинете;
  • наличие   подключения к сети Интернет ;
  • наличие необходимого проекционного оборудования (медиапроектор);
  • наличие множительной и копировальной техники;
  • наличие необходимого проекционного оборудования (медиапроектор);
  • наличие множительной и копировальной техники.

Информационно-коммуникативные средства:

  • медиатека;
  • электронные учебные издания;
  • электронные мультимедийные материалы (ЭСО, презентации, электронные варианты текстов).

 

Заместитель директора по учебной работе                        М.М.Лорченко

поделиться в: