Пункт коррекционно-педагогической помощи

 

Состав пункта коррекционно-педагогической помощи:

Богомазова Татьяна Евгеньевна – учитель-дефектолог, первая категория – осуществляет коррекционно-педагогическую  помощь на уровне первой ступени школьного образования.

Лебедева Наталья Анатольевна – учитель-дефектолог, без категории, осуществляет коррекционно-педагогическую  помощь на уровне первой ступени школьного образования.

График работы Богомазова Т.Е.

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Время

11.00-17.00 11.00-17.00 11.00-17.00 11.00-17.00 11.00-17.00

     

График работы Лебедева Н.А

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

Время

12.30-14.30 12.30-14.30 12.30-14.30 12.30-14.30 12.30-14.30

  

Консультирование

Учитель-дефектолог

С педагогами С законными представителями

Богомазова Т.Е.

Второй  понедельник месяца
10.30-11.00
Второй  понедельник месяца
17.00-17.30

Лебедева Н.А.

1-й понедельник месяца
12.00-12.30
1-й четверг месяца
12.00-12.30

  

 

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является выявление,  организация и оказание коррекционно-педагогической помощи учащимся, которые испытывают значительные стойкие или временные трудности в освоении учебной образовательной программой на первой ступени  школьного образования.

Задачами пункта являются:

— изучать  особенности психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
— формировать общие способности к обучению с целью выполнения обучающимися образовательных стандартов первой ступени школьного образования;
— повышать уровень интеллектуального развития  обучающихся за счет развития и коррекции высших психических функций;
— разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития детей с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития;
— консультировать законных представителей обучающихся  и педагогов учреждения образования  по вопросам индивидуального обучения и воспитания.

Показания к зачислению в ПКПП

В зависимости от характера нарушения в ПКПП зачисляют учащихся со следующими нарушениями:

— фонетические нарушения речи (дислалия, стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия);
— фонетико-фонематическое  недоразвитие речи (дислалия, стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия);
— нерезко выраженное общее недоразвитие речи неосложненный вариант общего недоразвития речи и осложненный вариант общего недоразвития речи (при дизартрии и ринолалии);
— нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия);
— нарушения темпо-ритмической стороны речи (заикание легкой степени, тахилалия);
— нарушения психического развития (трудности в обучении).

Зачисление в пункт коррекционно-педагогической помощи

Зачисление детей в пункт коррекционно-педагогической помощи осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи.

Прием учащихся и воспитанников в пункт осуществляется приказом руководителя учреждения с согласия законных представителей на основании списка детей нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи в текущем учебном году, утвержденного директором городского  центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРО иР), и  на основании следующих документов:

— заключения ЦКРОиР,
— заявления законного представителя.

Заключение необходимо для определения программы коррекционно-педагогической помощи.

Для получения заключения необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в ЦКРОиР. Для этого нужны  следующие документы:

— выписка из медицинских документов (форма 1 мед/у-10) – от педиатра;
— медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета (форма 1 здр/у-10) – от психиатра;

Психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, в котором обучается ребенок;

— образцы письменных работ по языку  и математике – для школьников, образцы творческих работ (рисунок) – для дошкольников;
— заключение ЦКРОиР (если ребенок обследовался ранее в ЦКРОиР);
— копия свидетельства об инвалидности (если ребенок инвалид);
— заключение ВКК (если ребенок нуждается в обучении на дому).

Информация о графике работы ЦКРОиР можно получить на сайте www.ckro.of.by .

ГРАФИК проведения консультативно-просветительской работы на первое полугодие 2023/2024 учебного года

 

Дата

Тема

Форма проведения консультации и группа лиц, для которых проводится консультация

15.09.2023


 

Результаты проведения углубленного психолого-педагогического обследования учащихся 1 классов, зачисленных в ПКПП

консультация для законных представителей несовершеннолетних

(по запросу)
 

12.10.2023


 

Этот  трудный звук «Р». Как с ним бороться?

консультация для законных представителей несовершеннолетних

(сайт школы)

 

13.11.2023


 

Роль пространственных представлений в овладении навыками письма

групповая консультация для законных представителей несовершеннолетних 1, 2-х классов

 

14.11.2023


 

Международный день логопеда. История праздника. групповая консультация для законных представителей несовершеннолетних 1, 2-х классов
 

03.12.2023

Консультация  для законных представителей к Международному дню инвалида информационный стенд
 

13.12.2023

Дисграфия и дислексия. Почему не каждому дается грамота?

групповая консультация для педагогических работников

 

Учитель-дефектолог Т.Е.Богомазова

График проведения консультаций учителя-дефектолога Лебедевой Натальи Анатольевны на 2023/2024 учебный год

 

Дата

Тема

Группа лиц, для которых проводится консультация

11.09


 

Результаты проведения психолого-педагогического обследования учащихся 1 классов

Законные представители учащихся 1 «А», «Б», «В», «Г», «Д» .

Педагоги
 

04.10


 

Как правильно выполнять домашнее задание учителя-дефектолога по автоматизации звуков Законные представители обучающихся, посещающих индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения
 

08.11


 

Психолого-педагогические особенности детей с НВ ОНР Педагоги
 

06.12


 

Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы Законные представители обучающихся, посещающих индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения
 

10.01

Формирование правильного произношения звуков Законные представители обучающихся в ПКПП
 

07.02

Речевое развитие леворуких детей Педагоги
 

07.03

Требования к знаниям и умениям учащихся начальной школы Законные представители обучающихся, посещающих индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения
 

04.04

Речевое звукоразличение. Фонематический слух Педагоги
 

15.05

Речевая готовность будущего первоклассника к школе Законные представители будущих первоклассников

ЭТОТ ТРУДНЫЙ ЗВУК «Р»

  Существует несколько заблуждений, касающихся этого действительно самого трудного в произношении звука.                                                                                                                                                    

Заблуждение первое: ничего страшного в том, что мой ребенок произносит звук «Р» не так, как нужно, нет.

 Это не так. Единственно верным в русском языке считается произношение звука «Р» путем вибрации языка за верхними зубами. Все остальные варианты произношения «Р» считаются дефектными.

 Наиболее распространенные дефекты звука «Р»:

1. Искажение: вибрирует мягкое нёбо («французский Р»)

2. Замена «Р» на «Л» («РЬ» на «ЛЬ»): «лыба», «лечка». Шестилетний ребенок хорошо осознает свое неправильное произношение звука «Р», что может вызвать скованность в общении.

Если же у вашего ребенка звук «Р» заменяется звуком «Л», это обязательно вызовет сложности в чтении и понимании им слов с «Р», а затем и в их написании («Что слышу, то и пишу»).

Наконец, ряд профессий (учитель, логопед, диктор), да и  само понятие культурного человека требуют нормированного произношения человеком всех звуков родного языка.  

 

Заблуждение второе: основная причина неверного произношения звука «Р»- это короткая подъязычная уздечка.   

Действительно короткая (приращенная ко всему языку) уздечка – явление очень редкое. Такая уздечка должна быть подрезана стоматологами еще в раннем возрасте, т.к. она затрудняет произношение многих звуков.

Чаще же встречается нерастянутая уздечка. Так как уздечка эластична, то с помощью ряда упражнений («Грибок», «Гармошка») она благополучно растягивается, после чего продолжается постановка звука «Р».  

 

Заблуждение третье: дефектное произношение звука «Р» передается по наследству, а, значит, коррекции не подлежит.  

На самом деле предрасположенность к дефектному произношению «Р» действительно существует, т.к. у ребенка повторяется строение языка родителя. Но останется у ребенка этот дефект или нет  - это зависит только от успешности проводимой коррекции.  

Но есть один нюанс: заниматься постановкой, а затем и автоматизацией звука «Р» может только родитель, сам правильно произносящий этот звук. (К сведению: коррекция произношения «Р» возможна в любом возрасте.)                                                                                                                                                                                      

Заблуждение четвертое: ничего специально делать не надо, а  правильный звук в дальнейшем появится у ребенка сам.    

Это утверждение верно лишь отчасти. У небольшого количества детей к 7 годам укрепляются

 мышцы языка, развивается сила выдоха, что приводит к появлению нужного звука «Р» в речи. Большинство же дошкольников и младших школьников с дефектным «Р» обязательно нуждаются в помощи логопеда.

 

Заблуждение пятое: достаточно того, что сам логопед выполняет  с ребенком упражнения по постановке «Р», а помощь родителей необязательна.   Это стопроцентное заблуждение.   Только ежедневное выполнение артикуляционных упражнений по 2- 3 раза в день укрепит мышцы языка, увеличит подвижность кончика языка, увеличит силу выдоха - и тогда количество перейдет в качество.

 

Заблуждение шестое: звук «Р» удалось поставить, а, значит, он самостоятельно войдет в речь ребенка.  

И это неверно. Неправильно произносимый звук «Р» (да и любой другой звук) - это устойчивый условный рефлекс. Взамен ему нужно сформировать новый условный рефлекс - нормированное произношение «Р»- и вытеснить старый рефлекс из речи ребенка. Начинается автоматизация звука «Р». Этот процесс длительный - от 1 до 3 и более месяцев.

     

На этом этапе работа ведется логопедом поэтапно: от произношения звука  «Р» в начале слов  до произношения слов с  «Р» в середине слов в соседстве с другими согласными звуками. Сначала ребенок произносит слоги, затем - слова с этими слогами, а затем и предложения с такими словами. Главное  условие успешной автоматизации звука «Р» - это постоянный ( каждодневный, ежечасный!) контроль взрослых (в первую очередь родителей) за правильным произношением ребенком тех слов, в которых ему удается верно произносить «Р». На основе этого контроля затем будет формироваться такой важный собственный контроль ребенка. Здесь можно применять систему поощрений (моральных, иногда – материальных). Можно ввести игровое «наказание» за неверно сказанное слово (подпрыгнуть на месте, мяукнуть…). Исправить ошибку можно сам логопед выполняет  с ребенком упражнения по постановке «Р», а помощь родителей необязательна.  

Это стопроцентное заблуждение.                                                         

Только ежедневное выполнение артикуляционных упражнений по 2- 3 раза в день укрепит мышцы языка,

 увеличит подвижность кончика языка, увеличит силу выдоха -и тогда количество перейдет в качество.

 Запаситесь терпением, настойчивостью и верой в успех. Хвалите ребенка за старание, помогайте при затруднении

 

Советы родителям от дефектолога

 

Ребенок – это личность.

 

 Необходимо уважать его, не подавлять его желания и интересы, но в случае неадекватных желаний и интересов уметь найти мудрый выход из положения и объяснение.

 

Если вы хотите иметь хорошие взаимоотношения с детьми, то следуйте следующим советам.

 

  1. Не балуйте ребенка, вы его этим портите. Не обязательно делать все, что запрашивает ребенок. Он просто испытывает вас.

 

  1. Не бойтесь быть твердыми с ребенком. Он предпочитает именно такой подход. Это позволяет ему определить свое место.

 

  1. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что ребенок просто хочет, чтобы вы постоянно им занимались.

 

  1. Не позволяйте дурным привычкам привлекать к ребенку чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит его на их продолжение.

 

  1. Не делайте для ребенка и за ребенка то, что он в состоянии сделать для себя сам. Он может продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 

  1. Не требуйте от ребенка немедленных объяснений, зачем он сделал то или иное. Он иногда и сам не знает, почему поступает так, а не иначе.

 

  1. Не подвергайте слишком большому испытанию его честность. Будучи запуганным, он легко превращается в лжеца.

 

  1. Пусть его страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе он будет бояться еще больше. Покажите ему, что такое мужество.

 

  1. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить — это поколеблет его веру в вас.

 

  1. Не будьте непоследовательными. Это сбивает его с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

 

  1. Не придирайтесь к ребенку и не ворчите на него. Если вы будете это делать, то он будет вынужден защищаться, притворяясь глухим.

 

  1. Не пытайтесь читать ему наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно он знает, что такое хорошо и что такое плохо.

 

  1. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает ему ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

 

  1. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда ребенок говорит: «Я вас ненавижу». Он не имеет буквально это в виду. Он просто хочет, чтобы вы пожалели о том, что сделали ему.

 

  1. Не заставляйте ребенка чувствовать, что его проступки — смертный грех. Он имеет право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете его убеждать, что он ни на что не годен, то в будущем он, вообще, будет бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

 

  1. Не забывайте, ребенок любит экспериментировать. Таким образом он познает мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

 

  1. Не пытайтесь обсуждать его поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам его слух притупляется в это время, а его желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите с ним об этом несколько позже.

 

  1. Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей. Он обратит гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете ему все спокойно с глазу на глаз.

 

  1. Не забывайте, что ребенок не может успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

 

  1. Дайте ребенку почувствовать, что он родился от вашей любви друг к другу, а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между родителями травмируют психику ребенка.

 

  1. Если ребенок видит, что вы любите больше брата или сестру он вам не будет жаловаться. Он будет просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом он видит справедливость.

 

  1. Ребенку интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как ему поступать, и что ему делать со своими чувствами, то ему об этом расскажут его сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?

 

  1. Не пытайтесь от ребенка отделаться, когда он задает откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, он, вообще, перестанет задавать их вам и будет искать информацию где-то на стороне.

 

  1. Ребенок чувствую, когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от него. Дайте ему возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете ему — он будет доверять вам.

 

  1. Относитесь к ребенку так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда он станет ваши другом. Запомните, что он учится, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

 

  1. Ребенку важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего ему важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

 

 Помните! Ребенок поступает, делает так как он видит! А не так как он слышит. И сколько бы вы ему не говорили, что это или то, делать надо так, он будет делать так, как делаете это вы...

Психологические особенности ребенка с ДЦП

Психологические особенности детей с ДЦП обычно проявляются рано. Часто ограничение свободных движений, проблемы с речью приводят к задержке в развитии. Социальная функция у них сильно снижена, мало возможностей для нормального детского общения и игр – малыш замыкается в себе. 

У детей особенности психического развития детей с ДЦП часты капризы, истеричное поведение. Дело в том, что они привыкли общаться только со взрослыми. Родители, медсестры, врачи, учителя – конечно, все они жалеют ребенка, хотят помочь ему. С точки зрения психического развития это не самое лучшее, что взрослый может сделать для больного ребенка. Из-за ограниченной дееспособности таких детей часто ограничивают в уровне ответственности. Появляется ощущение, что из-за болезни весь мир им должен. 

Так ребенок учится манипулировать взрослыми, требуя получить желаемое. Часто у детей с этим диагнозом отмечается нежелание терпеть, ждать. Они не думают о том, что другим людям может быть тяжело выполнять их прихоти. Конечно, здесь есть вина и болезни, и неправильного воспитания. Часто, если дееспособность снижена частично, ребенка вполне можно научить самого за собой ухаживать, нести ответственность за свои поступки. Это позитивно сказывается на общем уровне развития. 

 Существует несколько правил, которые помогут родителям. 

Родители особенности психического развития детей с дцп чаще всего понятия не имеют о том, что значит диагноз ДЦП с психологической точки зрения. Они общаются с ребенком чересчур заботливо, подавляя в нем любые проявления самостоятельности. Или же бывают с ним резки, агрессивны. Тут необходимо выработать стратегию поведения, которая будет правильной в вашем случае. Каждый ребенок уникален, так что особенности его личности нужно учитывать не меньше, чем особенности заболевания. 

- Не акцентируйте его и общее внимание на проблеме. Постоянно давать понять «ты ущербный» – значить перекрыть ему возможность нормального психического развития. Обычно при сохраненном интеллекте дети очень быстро понимают, что отличаются от других. 

- Нужно знать особенности психического развития детей с дцп границы возможного. Ребенок с ДЦП сильно отличается от здорового. Здоровому малышу вы можете сказать: «Напрягись, собери волю в кулак, сделай это», а тут другая история. Нужно точно понимать, что малыш может, а что не может, к чему можно стремиться, а о чем придется забыть. Зная возможности, вы можете регулировать его и ваше поведение. Не требуйте большего – это лишь подтвердит его отличие от других.  - Проявлять агрессию нельзя. Как и со здоровым ребенком, никакой агрессии тут быть не должно. У самих детей и подростков с ДЦП часты приступы агрессии – это их естественный защитный механизм. Нужно минимизировать приступы агрессивного поведения, но и самим не допускать подобного.  - Учиться можно и нужно. Психика не сможет развиваться, если не будет нормального процесса обучения. Особенно если есть способности и возможности учиться.  - Социальная жизнь. Общаться, играть, дружить с другими детьми очень нужно, даже если у них тоже ДЦП. Ограничения в социальных контактах очень негативно сказываются на психическом развитии. 

Учитель-дефектолог                        Н.А.Лебедева

 

поделиться в: