Советы родителям

8 советов родителям,
как помочь своему ребёнку выбрать профессию


Не все школьники способны прочитать обязательную программу по литературе, а мы хотим, чтобы они выбрали дело на всю жизнь. Родителям надо подсказать выпускнику, куда идти учиться, при этом не испортить ему будущее.
Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.


1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность


К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когданибудь. Главное правило в профориентации простое: Ребёнок должен выбрать профессию сам. Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс. Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак. В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и
мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому. Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.


2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии. Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует! Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.


3. Покажите профессии изнутри


У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией. На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест. О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности. Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.


4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах


Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря. Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль. Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы. Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею. Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.


5. Забудьте про тесты профориентации


Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.


6. Не путайте любимый урок в школе и профессию


Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЦТ по обществознанию. Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний. Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.


7. Не заставляйте непременно поступать в вуз


Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать. Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя. Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.
Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.


8. Не заставляйте заканчивать обучение


В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления. Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель. Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».
Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело. Чек-лист заботливого родителя
Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:
• Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
• Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
• Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые
подскажет тест или оценка в журнале.
• Дать максимум информации о разных профессиях.
• Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не
слышали.
• Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на
самоопределение, а потом найти идеальную профессию.

Советы учащимся

Полезные интернет-ресурсы для выбирающих профессию

 

http://rcpom.edu.by – сайт Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи.
На сайте размещена информация об услугах, которые оказывает центр. Ученикам и родителям выпускников будет полезна информация о рейтинге специальностей вузов и ссузов и величине проходных баллов на определенные специальности в минувшем году.

www.rikz.unibel.by – сайт Республиканского института контроля знаний.
На сайте Вы сможете получить исчерпывающую информацию о сроках проведения централизованного тестирования, о новых правилах, а также оперативно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования.

http://www.kudapostupat.by — информационно-справочный ресурс для абитуриентов. ВУЗы и ССУЗы Беларуси, специальности и квалификация, централизованное тестирование, удобная система поиска.

http://www.humanproblem.com – сайт Республиканского центра проблем человека БГУ.
На сайте размещена информация об уникальной системе психофизиологического прогноза профессиональной пригодности – системе компьютерного тестирования «ПсихоЭгроТест» по определению основных природных возможностей человека.

www.imo.bsu.by/cou — сайт непрерывного образования БГУ.
Интерес представляет информация о программах подготовки к поступлению в вуз – подготовительных курсах, репетиционном тестировании и профтестировании «Ты в профессии».

www.proforientator.ru – сайт разработчиков теста «Профориентатор» (лаборатории «Гуманитарные технологии» МГУ им. М.В. Ломоносова).На сайте даются рекомендации по успешному выбору профессии, приводится рейтинг самых доходных специальностей и обзор перспектив развития рынка труда.

http://pedlib.ru/Books/1/0291/index.shtml — Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — Москва: Вако, 2005. — 288 с.

 

http://portal.mogileviro.by/ Могилевский областной профориентационный портал

 

Сайты о профессиях

 

Всё о профессиях Сайт о профессиях. Тесты на выбор профессии и своём Призвании (Vesmirnaladoni2011.ru)

Futurejob.ru — Выбор профессии. Каталог профессий. Тестирование

Porof.ru — Мир профессий. Технические профессии. Творческие профессии.

Prof.BiografGuru.ru – справочник профессий: старинные, современные, перспективные и модные профессии. Востребованные профессии, различные роды деятельности, трудовые обязанности, функции и должностные инструкции. Все о профессиях и их особенностях.

ProfGuide.ru  Центр профориентации Эльмиры Давыдовой (Москва). Профориентация взрослых и школьников
через углубленный психологический анализ желаний, поведения, структуры интеллекта клиента

Shkolniky.rut — Информационно-справочная система выбора профессии «В помощь ШКОЛЬНИКУ.ру»

 

 Профессии в Википедии

 

Портал ПРОФЕССИИ в Википедии

Список профессий в Википедии

 

 Толковые словари новых профессий

 

Статьи, описания, просто рассказы о профессиях, не так давно появившихся на рынке труда. Краткий толковый словарь иноязычных названий профессий и специальностей: Особенно полезно читать сайты по трудоустройству или рейтинги наиболее востребованных специальностей — и тут же сверяться с толковым словарем.

http://www.vde.infobus.ru

http://naviobraz.tsu.ru

http://www.estrabota.ru

http://job.informika.ru

http://www.zarplata.ru

 

Ресурсы Интернета

 

информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь, включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса за предыдущий год:

  • http://www.abiturient.by

 

Словари, справочники о профессиях

 

  • http://www.Moldova Job- словарь профессий;
  • http://www. E-xecutive — справочник профессий
Популярные профессии

 

Популярные профессии – краткие характеристики: мало, но простым языком, весьма увлекательно — о наиболее часто предлагаемых вакансиях.

 Интернет-сайты по трудоустройству в Республике Беларусь

 

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь —http://www.mintrud.govby

Брестского облисполкома — http://www.brest-region.by

Витебского облисполкома- http://www.vitebsk-region.gov.by

Гомельского облисполкома – http://www.gomel-region.by/ru

Гродненского облисполкома – http://www.grodno-region.gov.by/ru

Минского облисполкома – http://www.minsk-region.gov.by/index.aspx

Минского городского исполнительного комитета – https://minsk.gov.by/ru/

Могилевского облисполкома – https://mogilev-region.gov.by/

Интернет-сайты по трудоустройству в странах ближнего зарубежья
  • http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html;
  • http://naviobraz.tsu.ru/slov_prd.htm
  • http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov
  • http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm
  • http://www.zarplata.ru/
Представление о профессиях

 

Расширить представления о профессиях:

  1. Атлас новых профессий — здесь можно узнать о тенденциях развития рынка труда, навыках, новых профессиях и профессиях, уходящих в прошлое.
  2. Профилум — интерактивный каталог профессий с уровнем зарплат и требованиями.
  3. Учеба.ру — портал об образовании и карьере.
  4. icanchoose.ru — вы сможете увидеть, как устроена офисная жизнь некоторых компаний, и в автоматическом режиме создать оригинальное резюме.
  5. Каталог направлений обучения — отрасли, в которых можно себя найти, и вузы, в которых можно получить новую специальность.
  6. ucheba.ru — посетите дни открытых дверей университетов, образовательные выставки, ярмарки вакансий и другие мероприятия, посвященные выбору профессии.
  7. profguide.ru — алфавитный указатель профессий, а также профессии по отраслям.

 

Определиться со сферой деятельности:

  1. smartia.me — о профессиях, навыках и личных историях специалистов. Здесь можно пройти тесты на профориентацию и присмотреться к профессиям, которые вам подходят.
  2. Профориентационные тесты онлайн — 9 тестов и их производные для тех, кому от 16 и старше.
  3. Биржа тьюторов — консультации со специалистом в области профессионального самоопределения.
  4. proforientator.ru — обширный список профессий по отраслям и бесплатные тесты онлайн по профориентации.
  5. Алгоритм по выбору специальности — заполнив простой и понятный чек-лист, вы сможете более осознанно выбрать специальность для дальнейшего обучения.

Почитать:

  1. ozon.ru — книга Кена Робинсона «Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом». Выполнив простые задания, вы поймете, чем вам стоит заниматься, и расширите свое представление о профессии.
  2. Шаг за край — блог Александра Баранова. Мотивирующие статьи помогают сделать шаг навстречу изменениям и понять свой дар.
  3. litres.ru — книга Даниэллы Лапорт «Разожги огонь! Искренние советы для тех, кто ищет свой путь» — название говорит само за себя.
  4. labirint.ru — книга Нэнси Шиффа «Странные профессии» посвящена труженикам, которые готовы пойти на многое, чтобы заработать себе на жизнь.

 

Попробовать новое:

  1. travelworks.ru— волонтерство — отличный способ взять паузу в жизни и попробовать что-то незнакомое. Оно расширяет представление о профессии, дает возможность путешествовать и совершенствовать иностранный язык.
  2. career.ru — стажировка — действенный способ попробовать себя в другой профессии.
  3. superjob.ru — попасть на стажировку и попробовать себя в новой профессии на практике.

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/20-sajtov-gde-mozhno-najti-sebya-1078910/ © AdMe.ru

 

 Как помочь школьникам в выборе профессии? Обзор специальных сайтов

 

К сожалению этот архиважный вопрос часто забалтывается. По-прежнему многие выпускники определяются с будущей профессией случайно. Большое количество «проводимых мероприятий», навязчивое желание помочь им «найти себя» нередко вызывает у ребят обратную реакцию.

Время настолько стремительно меняется, что родители и школа не всегда готовы помочь с выбором профессии.

Найти себя часто лучше получается, когда остаёшься один на один с проблемой. Может быть вместо проводимых бесед порекомендовать выпускникам те специализированные сайты, которые им помогут определиться?

Увы, на отечественном пространстве Интернета таких сайтов не очень много. И всё же.

 

  1. «Мир профессий».

Здесь большая подборка статей о профессиях, которые разделены на«технические» и «творческие». Учитывая дух времени, в левой части сайта представлена информация о технических профессиях.

Информация излагается в свободной манере. Однако помимо описания профессии нельзя найти ни рекомендаций, где можно выучиться данной специальности, ни о требуемых качествах. Статьи не сопровождаются видеорядом.

 

  1. Блог Надежды о вузах и профессиях.

Молодой персональный сайт. Много полезной информации о современных престижных специальностях. Статьи написаны доступным языком. Однако материал не систематизирован.

 

  1. Информационно-справочная система выбора профессии «В помощь ШКОЛЬНИКУ.ру».

Информационный портал создан Московским центром профориентации. Цель портала — предоставить наиболее полную информацию, необходимую для правильного выбора профессии и построения карьеры .

Данный информационный ресурс имеет большие преимущества перед предыдущими. На его страницах нет художественных изысков в описании профессий. Однако портал выигрывает своей четкой структурой.

Самый полезный раздел портала Алфавитный указатель профессий.

Каждая профессия лаконично характеризуется по предмету и характеру труда, по назначениюосновным решаемым задачам. Указывается, какие школьные и специальные знания необходимы для конкретной профессии, личностные качества и даже заболевания, при которых данная профессия противопоказана.

Наконец, на портале указывается перечень образовательных учреждений, где можно получить выбранную специальность.

Правда, портал ориентирован, прежде всего, на московских школьников. Поэтому информация даётся только о столичных образовательных учреждениях.

 

  1. Профессии: справочник профессий.

В отличие от предыдущего, сайт имеет не только Справочник профессий, но иУказатель биографий великих людей, где помимо алфавитного указателя,  имеется их классификация по роду деятельности (занятий).

Правда, этот раздел формируется хаотично. Слабая привязанность к указанным профессиям. Тут же в Указателе биографий имеются разделы, которые вообще с профессиями не связаны: цари, революционеры, святые и даже… преступники.

Имеются тесты о профессиональной деятельности.

Указатель образовательных учреждений по выбранной специальности отсутствует.

 

Над чем стоит задуматься?

 

На всех сайтах ощущается некий традиционный подход.

Между тем, в наше время хорошо бы учитывать ряд других обстоятельств.

Мы знаем, как трудно решаются вопросы профессиональной ориентации. Необходимы конкретные советы, как выстроить свой алгоритм успеха.

Нигде я не встретил конкретных рекомендаций, как, например, совместить работу и учёбу. Иногда выпускники пасуют перед первыми же трудностями престижного платного образования.

Необходимы рекомендации, как добиваться своей цели, какиефакторы могут повлиять на предполагаемую карьеру.

Необходимо показать, что желаемого многими высшее образование можно достичь «без отрыва от производства».

Это может быть не только зарабатыванием денег, но и практическим освоением специальности. А полученные в вузе теоретические знания помогут глубже познать тайны профессии.

Ни на одном из сайтов не указывалась предполагаемая зарплата, что для современного молодого человека тоже немаловажно.

Хочется надеяться, что такие информационные ресурсы не заставят себя ждать.

 

Похожие статьи

Советы педагогам

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день 

Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений образования, является организационно-содержательное наполнение шестого школьного дня. С учетом современных тенденций возникла необходимость более эффективной организации работы в этот день недели учителей-предметников с учащимися и их родителями (законными представителями), а также организации взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. 

Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, представителями социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями (законными представителями) в шестой школьный день. 

1. Мероприятия с учащимися в шестой школьный день по учебным предметам должны быть направлены на решение следующих задач: 

– повышение интереса к учебному предмету; 

– расширение и углубление знаний по учебному предмету; 

– развитие интеллектуальных и творческих способностей; 

– развитие умений применять знания по учебному предмету на практике. 

Формы организации работы с учащимися в шестой школьный день: 

– факультативные занятия в IX-XI классах, направленные на расширение и углубление знаний по учебным предметам;  

– факультативные занятия по допрофильной подготовке учащихся IX классов; 

– занятия по подготовке учащихся к участию в конкурсах исследовательских работ (далее – научно-практические конференции), олимпиадах по учебным предметам, иных интеллектуальных мероприятиях; 

– стимулирующие занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся; 

– поддерживающие занятия для учащихся, испытывающих временные затруднения в изучении учебного предмета; 

– объединения по интересам по естественно-математическому, общественно-гуманитарному, эколого-биологическому и иным профилям; 

–экскурсии предметной направленности. 

Кроме того, в шестой школьный день рекомендуется использовать такие формы работы с учащимися, как конкурсы предметной направленности, диспуты, интеллектуальные турниры, игры, выставки (ярмарки) и иное. 

Одна из наиболее эффективных форм занятий с учащимися в шестой школьный день – объединение по интересам (кружок). Организуя работу кружка, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии. Учащиеся VII-IX классов в кружках естественно-математического профиля могут изучать свойства веществ, конструировать простейшие физические приборы, создавать химические модели, проводить химические и физические опыты и эксперименты, наблюдения за природными объектами и др. В X-XI классах учащимся интересно заниматься темами неорганического синтеза, аналитической химии, решением нестандартных математических, физических, географических задач, проектно-исследовательской деятельностью и др. Целесообразно организовывать кружковые занятия, тематика которых позволяет реализовать межпредметные связи. Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по профилям деятельности размещены на портале Министерства образования (http://edu.gov.by / Система образованияДополнительное образования детей и молодежи), а также на сайтах республиканских учреждений образования: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (www.nchtdm.com), Республиканский центр экологии и краеведения (www.eco.unibel.by), Республиканский центр инновационного и технического творчества (http://rcitt.by/). 

Целесообразно обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором учащиеся-старшеклассники, в том числе обучающиеся в классах педагогической направленности, проводят учебные занятия с теми, кто желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам.  

Работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме экскурсий. В целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, пропаганды историко-культурного и природного наследия Беларуси Министерством образования совместно с заинтересованными разработан перечень рекомендуемых для посещения учащимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (размещен на портале Министерства: http://edu.gov.by / Система образования / Идеологическая работа и воспитание Информационно-аналитические и методические материалы). 

Практика работы свидетельствует о продуктивности применения в шестой школьный день такой формы работы, как диспут. Диспут – это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность выбираемой темы). 

В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный, живой разговор, учит их высказывать свое мнение и обосновывать его; приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы.  

Выставки (ярмарки) – коллективная форма работы в шестой школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое количество учащихся и их родителей (законных представителей). Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным учебным предметам или охватывать ряд учебных предметов. Например, «Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая профессия», «История моего города», «История моей страны в открытках», «Наши домашние питомцы» и т. д. 

В шестой школьный день целесообразно организовать совместную работу учащихся и учителей по подготовке индивидуальных и коллективных проектов по учебным предметам. Например, изготовление учащимися простейших приборов и оборудования для проведения экспериментов, подготовка и выпуск школьных средств информации (стенные газеты, школьные журналы и др.), подготовка мультимедийных презентаций к учебным занятиям.  

В шестой школьный день также рекомендуется проведение итоговых мероприятий предметных недель, научно-практических конференций, открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и экспериментов и др.  

2. Особое место в деятельности учреждения образования занимает организация работы с родителями (законными представителями). Для повышения эффективности данной работы необходимо использовать возможности сайта учреждения общего среднего образования, где родители (законные представители) могут получать информацию о ходе образовательного процесса, проводимых мероприятиях, задавать вопросы, анализ которых позволит определить тематику индивидуальных и групповых консультаций в шестой школьный день.  

На сайте, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций для родителей в шестой школьный день.  

К групповым формам взаимодействия в шестой школьный день относятся встречи учителей с родителями (законными представителями), дети которых испытывают типичные трудности в учебной деятельности, в межличностном общении, а также с родителями (законными представителями) высокомотивированных учащихся (при необходимости с привлечением педагога-психолога учреждения образования). 

Индивидуальная работа (консультации) с родителями (законными представителями) персонифицирована, обеспечивает определенную конфиденциальность решения проблем, конкретность рекомендаций и пожеланий.  

При проведении консультаций следует обратить внимание родителей (законных представителей) на то, что они не должны заменять собой учителя и выполнять его функции. Консультации с учителями-предметниками прежде всего должны помочь родителям (законным представителям) получить представление о: 

– специфике содержания учебного предмета; 

– современных технологиях организации образовательного процесса по учебному предмету;  

– требованиях, предъявляемых к уровню учебных достижений учащихся;  

– нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету;  

– успехах или затруднениях ребенка при изучении учебного предмета, путях ликвидации пробелов в знаниях;  

– объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству его выполнения;  

– роли учебного предмета в развитии ребенка и его дальнейшем профессиональном самоопределении. 

Совместная деятельность учителей-предметников и родителей (законных представителей) в значительной степени должна быть нацелена на формирование у учащихся «умения учиться». Консультации с родителями (законными представителями) целесообразно проводить по следующим вопросам: 

– единые требования учителей и родителей (законных представителей) к соблюдению режима дня; 

– организация рабочего места учащегося в домашних условиях; 

– развитие читательского интереса учащихся и др.  

При проведении консультаций учителя-предметники могут порекомендовать родителям (законным представителям) обратиться к сайтам, содержание которых будет полезным как родителям (законным представителям), так и учащимся. К их числу относятся: 

http://adu.by/ru – Национальный образовательный портал; 

http://www.nlb.by – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси; 

http://histmuseum.by – Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі Беларусь; 

http://bellitmuseum.by – Дзяржаўны музей гісторыі беларускай літаратуры; 

http://www.artmuseum.by – Национальный художественный музей Республики Беларусь; 

http://kupala-museum.by – Дзяржаўны лiтаратурны музей Янкi Купалы; 

http://yakubkolas.by – Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа; 

http://bagdanovich.museum.by – Дзяржаўная ўстанова “Літаратурны музей Максіма Багдановіча” (сярод іншых сайтаў  музеяў); 

http://kupala-library.iatp.by – Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска; 

http://zviazda.by – Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”, ”Полымя”); 

http://www.warmuseum.by – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны

http://stalin-line.by – Историко-культурный комплекс «Линия  Сталина». 

На сайте ГУО «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by  /Организация шестого школьного дня) в помощь учителям-предметникам размещены информационные материалы: 

для работы с учащимися в шестой школьный день, которые включают описание форм работы с учащимися, а также рекомендации по организации работы по каждому учебному предмету; 

для работы с родителями (законными представителями), которые включают информационные материалы по консультированию родителей (законных представителей), памятки и рекомендации для родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей; 

опыт работы учреждений общего среднего образования по организации шестого школьного дня, опыт работы учителей-методистов. 

3. В целях повышения привлекательности профессионального образования, повышения имиджа рабочих профессий возрастает приоритет 

организации профориентационной работы, направленной на  ознакомление учащихся учреждений общего среднего образования с системой профессионального образования, современным обликом рабочих профессий и специальностей, условиями обучения в учреждениях профессионально-технического (далее – УПТО) и среднего специального образования (далее – УССО).  

В планах работы УПТО и УССО должны быть определены даты проведения «профессиональных» суббот. Содержательное наполнение деятельности целесообразно отражать в плане воспитательной работы в шестой школьный день, в котором следует указывать название мероприятий, точное время, место проведения и ответственных лиц. План составляется ежемесячно и заранее размещается на информационных стендах и сайте учреждения образования (УПТО, УССО) для того, чтобы учащиеся учреждений общего среднего образования и их родители (законные представители) могли планировать свое участие в мероприятиях шестого дня.  

Рекомендуем предусмотреть составление графиков посещения УПТО, УССО учащимися учреждений общего среднего образования, что позволит определить даты проведения «профессиональных» суббот. 

В мероприятия шестого школьного дня для учащихся учреждений общего среднего образования, проводимых на базе УПТО и УССО, целесообразно включать мероприятия с использованием современных интерактивных форм работы: 

– мастер-классы с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;  

– профессиональные пробы с целью реализации возможности учащихся попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности, формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, осознанное отношение к профессии;  

– встречи с выпускниками УПТО, УССО, новаторами производства, представителями семейных династий, достигшими вершин профессионального мастерства;  

– семинары-практикумы («Моя профессия – мое будущее», «С профессиональным образованием – успешное будущее!» и др.); 

– конкурсы проектов (профориентационных газет, эссе, сочинений, слоганов) на темы «Представляю свою профессию», «Путеводитель в мир профессий», «Моя профессия нужна людям» и др.; 

– экскурсии в музеи УПТО, УССО с демонстрацией экспозиций, посвященных развитию системы профессионального образования, знаменитым выпускникам, достигшим значительных профессиональных успехов; 

– мероприятия с применением современных форм работы по повышению имиджа рабочих профессий и привлечению учащейся молодежи к осознанному профессиональному выбору: промо-акций «Есть заказ на рабочий класс» в виде поезда профориентации; «Выбирая профессию – выбираю будущее!»; «Получи реальную профессию!; агиттетра («Аграрий», «Рабочий – это звучит гордо!)»; форумов («Дорогу осилит идущий», «Престижная профессия»); флэшмобов («Профбум», «Мы вместе!»); профориентационных панорам «Выбираем профессию – выбираем будущее» «Трудовые династии») и др.; 

 – выступление агитационных бригад учащихся УПТО и УССО; 

– работа консультационных пунктов, направленных на оказание помощи абитуриентам и их родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанным с профессиональным определением. 

Повышению информированности учащихся, родителей (законных представителей), общественности о престиже рабочих профессий будет способствовать трехстороннее сотрудничество УПТО и УССО с учреждениями общего среднего образования и предприятиями, организациями-заказчиками кадров. Для реализации такого сотрудничества рекомендуем: 

– дни ознакомительной практики для учащихся учреждений общего среднего образования в УПТО и УССО в целях ознакомления учащихся со спецификой профессиональной деятельности, современными технологиями организации производства с предоставлением возможности пробы своих сил в различных отраслях экономики; 

– открытые диалоги, дискуссии с участием лучших представителей производственной сферы, раскрывающие современный облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов; 

– Дни профессии совместно с базовыми организациями, предприятиями (День машиностроителя; День строителя и т.д.), включающие мастер-классы, встречи с представителями профессий, выставки, просмотр тематических фильмов, свободное общение и т.д.; 

– позиционирование лучших практик профессионального образования и образцов профессиональной деятельности путем организации и участия в конкурсах профессионального мастерства на основе стандартов WorldSkills International;  

– профессиональные клубы с привлечением представителей производственного сектора экономики, успешных выпускников, представителей трудовых династий, победителей конкурсов профессионального мастерства; 

– конференции для родителей (законных представителей) для обсуждения вопросов значимости получения образования в УПТО и УССО для профессионального и жизненного самоопределения. 

С целью привлечения внимания учащихся учреждений общего среднего образования к вопросам выбора профессии также целесообразно организовывать в рамках шестого школьного дня выездные агитационные мероприятия в учреждения общего среднего образования («Дни профориентации», «Дни активного профориентирования»). 

Профориентационные и иные мероприятия целесообразно проводить не только с учащимися выпускных классов, но и с учащимися VI-VIII классов. 

В целях взаимодействия преподавателей и мастеров производственного обучения УПТО и УССО с учащимися  учреждений общего среднего образования в шестой день может быть организовано проведение:  

– научно-практических конференций (далее – конференция) и семинаров; 

– мероприятий в рамках предметной недели. 

К участию в конференциях могут привлекаться учащиеся X-XI классов учреждений общего среднего образования (с учетом обучения в профильных классах), учащиеся VIII-IX классов, педагогические работники. 

Конференции организуются и проводятся в соответствии с Планом работы учреждения образования по согласованию с руководителями взаимодействующих учреждений общего среднего образования. 

Семинары по учебным предметам профессионального компонента организовываются, как правило, на базе УПТО и УССО или организации-заказчике кадров. При проведении семинаров по учебным предметам общеобразовательного компонента можно использовать базы как учреждений профессионального образования, так и учреждений общего среднего образования. 

В рамках предметной недели/декады могут проводиться: 

– открытые уроки; 

– мероприятия, в ходе которых получают освещение научно-исследовательские достижения преподавателей и учащихся по учебным предметам (мини-конференции, смотр-конкурсы рефератов и докладов, выставки исследовательских проектов, презентации проектных работ и т.д.); 

– смотры знаний учащихся (публичные защиты рефератов, курсовых и творческих проектов, предметные олимпиады и т.д.); 

– открытые внеклассные мероприятия (конкурсы профессионального мастерства, викторины, турниры, устные журналы, театрализованные представления, экскурсии и т.д.). 

поделиться в: