Аэродром на «Семи ветрах»

C незапамятных времён жители Луполово называли район современного парка и проспекта Шмидта «Семь ветров». По Ожегову «на семи ветрах» означает на юру, т. е., в месте, открытом всем ветрам. Во второй половине 30-х гг. в Могилёве был открыт аэродром. Расположен он был между современным бульваром Непокорённых и проспектом им. Шмидта.

В конце 1930-х гг. в аэроклубе занимался уроженец Могилёва Михаил Лусто, который в годы войны был лётчиком-истребителем. Уничтожил 20 вражеских самолётов и был удостоен звания Героя Советского Союза. В июне 1941 г. На аэродроме базировались 160-й, 161-й, 162-й, 163-й истребительные авиационные полки 43-й истребительной дивизии под командованием генерал-майора Г.Н.Захарова.

8 июля 1941 г. в небе над Могилёвом отличился командир авиационного звена ст. лейтенант Н.Терёхин. В одном бою, исчерпав боевой запас, он тараном сбил 3 вражеских бомбардировщика. За этот подвиг в небе над нашим городом он был награждён орденом Ленина, а осенью поэт К.Симонов написал стихотворение «Секрет победы», посвящённое отважному лётчику. На счету Н.Терёхина около 250 боевых вылетов и 17 сбитых вражеских самолётов.

После войны Могилёвский аэродром был восстановлен и до 1972 г. осуществлял грузопассажирские перевозки. С началом строительства «Химволокно» аэропорт был перенесён за черту города.

В 1941 г. гитлеровская Германия напала на СССР. В первую неделю войны на Луполовском аэродроме разместился 313-й отдельный бомбардировочный полк. 25.06.1941 г. самолеты полка с аэродрома поднялись в воздуха и участвовали в массированном бомбовом ударе по крупному промышленному центру Германии — Гамбургу. Это была одна из первых бомбардировок советской авиации по объектам гитлеровской Германии.

Для выполнения этого задания был создан сводный отряд — 100 лучших экипажей бомбардировщиков во главе с командиром 1-й эскадрильи майором Титовым. Этот налет на Гамбург привел в шоковое состояние гитлеровское верховное командование. Бомбардировка прошла ночью, с довольно метким попаданием в промышленные объекты. В связи с этим германская печать долго обсуждала «двухтысячный налет русских на Гамбург».

В июне-июле 1941 г. на аэродроме периодически базировались 160-й, 161-й, 162-й и 163-й истребительные авиационные полки 43-й истребительной авиационной дивизии (генерал-майор Г.Н. Захаров). Из-за быстрого смещения линии фронта в Могилев перебазировались 170-й истребительный авиаполк и 313-й отдельный разведывательный бомбардировочный авиационный полк, имевшие новейшие самолеты.

Погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками советских летчиков хоронили на западной окраине аэродрома. На могилах вместо памятников были поставлены обломки разбитых самолетов (сейчас здесь расположен жилой микрорайон по пр. Шмидта).

После войны аэродром был восстановлен и до 1972 г. осуществлял грузопассажирские перевозки. На аэродроме находились и самолеты, используемые в сельскохозяйственной авиации. Здесь проходили подготовку спортсмены-летчики, парашютисты.

8 июля 1941 г. в небе над Могилёвом отличился командир авиационного звена ст. лейтенант Н.Терёхин. В одном бою, исчерпав боевой запас, он тараном сбил 3 вражеских бомбардировщика. За этот подвиг в небе над нашим городом он был награждён орденом Ленина, а осенью поэт К.Симонов написал стихотворение «Секрет победы», посвящённое отважному лётчику. На счету Н.Терёхина около 250 боевых вылетов и 17 сбитых вражеских самолётов.

После войны Могилёвский аэродром был восстановлен и до 1972 г. осуществлял грузопассажирские перевозки. Сейчас здание бывшего аэропорта – филиал 5-й средней школы, где учатся учащиеся начальных классов.

С началом строительства ПО «Химволокно» аэропорт был перенесен за черту города.

1941 г.  на поле аэродрома немецко-фашистскими захватчиками был создан лагерь смерти для массового уничтожения советских военнопленных. С декабря 1941 именовался «Дулаг-185». Лагерь был обнесён в 2 ряда колючей проволокой, по которой пропускался электрический ток. Был он прямоугольной формы, длиной 1000 м, шириной 500 м. В западной части стояло несколько 3-х этажных зданий, в восточной — деревянные бараки.

                                                                                                                                                                                                           

История аэропорта г. Могилева

 

1946 год

На южной окраине г.Могилева вблизи д. Луполово на грунтовом военном аэродроме приземлилось звено из трех самолетов ПО-2 105-го Гомельского авиаотряда. Это были первые гражданские авиаторы в Могилеве — люди, прошедшие войну — летчики И.Н. Губаревич, В.В. Гудков, А.Н. Коннов и механики Ф.П. Володько, Г.В. Макаров, Т.Н. Федюкина. Помещением для размещения специалистов звена, так называемым «офисом», была обычная цистерна, в которой было вырезано отверстие для двери, выполнен настил в качестве пола, а вместо стола и табуреток длительное время использовались деревянные ящики. Начались выполняться первые послевоенные полеты в белорусском небе – почтовые перевозки и полеты по санитарным заданиям.

 

Бочка, в которой размещался первый «штаб» авиазвена.

В 1952 году в Белорусское управление ГВФ направляется 7 пилотов, первых выпускников Бугурусланского училища пилотов ГВФ. Среди этой семерки был Стрелковский Антон Юлианович, который посвятил всю жизнь Могилевскому авиапредприятию. Несколько позже приходят молодые пилоты В.В. Дубинин, А.С. Дроздов, И.Д. Мешков, И.Н. Демьянков. Постепенно увеличивается самолетно-моторный парк.

1954 год

Военная авиация покидает аэродром и оставляет в наследство несколько домиков, куда перебираются специалисты авиационного звена. На аэродром переводится авиаметеостанция из д.Тумановка Могилевского района (с ноября 1949 года там был аэроклуб). Из приборов имелись психрометрическая будка для определения температуры и влажности воздуха, флюгер для наблюдений за направлением и скоростью ветра и теодолит для шаропилотных наблюдений, благодаря которым определялась высота нижней границы облаков, а также направление и скорость ветра на высотах. Первым начальником АМСГ был И. П. Булончик.

1955-1956 годы

После укрупнения областей Белоруссии, в Могилеве на базе авиационного звена создается авиационная эскадрилья самолетов ПО-2, командиром которой назначается Константин Петрович Солодовников.

1957 год

Неутомимые труженики военных и мирных небесных маршрутов — старенькие самолеты ПО-2 уступают дорогу в небо, по тем временам новой технике — самолетам ЯК-12. К ранее выполняемым видам работ добавляются работы по оказанию помощи сельскому хозяйству – авиационно-химические работы.

 

1958г. Як-12 на посадочной площадке АХР недалеко от д.Воронино.

 

Старое здание аэропорта города Могилев, построенное в 1961г., ныне — средняя школа №5.

1961 год

Поступает в эксплуатацию первый самолет АН-2. Начинается выполнение первых пассажирских и грузовых перевозок внутри области. Учитывая состояние автомобильных дорог того времени АН-2 был практически незаменимым видом транспорта, местное население удаленных районов области всегда с большой радостью встречало и провожало каждый прилет и вылет этого небесного труженика. Строится здание аэропорта (в настоящее время в этом здании находится СШ №5 г.Могилева). В 1962 году АМСГ аэропорта присваивается 2 разряд.

1965 год

Авиаэскадрилья получает статус самостоятельного авиапредприятия — 63-я отдельная объединенная авиаэскадрилья, которая уже выходит из подчинения Гомельского авиотряда и напрямую подчиняется Белорусскому управлению. До 1969 года руководит этой эскадрильей опытный руководитель, грамотный летчик К.П. Солодовников.

Все больше и больше поступает самолетов ЯК-12 и АН-2. Увеличивается регулярность и география пассажирских рейсов АН-2. Авиационными маршрутами с городом Могилевом связаны районные центры Горки, Кричев, Климовичи, Костюковичи, Хотимск, Бобруйск в которых построены свои аэропорты местных воздушных линий. Начинается выполнение регулярных пассажирских и грузовых полетов на самолете ИЛ-14 по маршруту Минск – Могилев – Москва, а несколько позже по маршруту Москва – Бобруйск.

 

1964г. Загрузка самолета АН-2 химудобрениями на посадочной площадке АХР в совхозе им. Володарского.

1969 год

Начинаются регулярные пассажирские перевозки по маршруту Минск – Могилев – Москва на более современном самолете АН-24. Растет парк самолетов АН-2, которые сменяют ЯК-12. Командиром объединенной эскадрильи назначается Г.В. Дагель.

1971 год

В связи с разрастанием города и строительством завода союзного значения «Химволокно» (строительство начато в 1967 год) назрела необходимость выноса аэропорта за городскую черту. Было найдено подходящее для аэродрома поле в 17км от Могилева и в 3км от Минской трассы М-4 возле д.Лубнище – в годы войны использовалось как аэродром «подскока». Здесь был построен весь комплекс зданий и сооружений: здание аэропорта, взлетно-посадочная полоса, технические сооружения для обслуживания самолетов, АМСГ и автобаза.

1972-1987 годы

В 1972 году 63-я ООАЭ перебазируется на новое место, нынешний аэродром. Полеты не прекращаются. Начато строительство стоянок для воздушных судов, общежитий для молодых специалистов, здания для размещения летного отряда и др. Руководство Белорусского управления гражданской авиации принимает решение о базировании в аэропорту Могилев новой реактивной техники — самолетов ЯК-40 и в июне 1972 года на аэродроме приземляется первый самолет ЯК-40. На базе 63 ООАЭ образован Могилевский объединенный авиаотряд (ОАО) под командованием Г.В. Дагеля, а в 1974 году на должность командира отряда назначен Л.Е. Быков. Создана служба движения гражданской авиации. В 1977 году построено новое здание АТБ, отвечающее всем современным требованиям. Созданная к этому время авиационно-техническая база для обслуживания самолетов ЯК-40 и АН-2 по оснащенности и производственным возможностям относилась к 3-й группе и входила в десятку лучших в гражданской авиации СССР. В АТБ производилось техническое обслуживание не только базовой техники, но и техники других управлений гражданской авиации Советского союза и иностранных авиакомпаний. И именно в этом коллективе АТБ свой самостоятельный путь в гражданскую авиацию в 1976 году начал авиатехник Леонид Николаевич Чуро, ныне генеральный директор государственного предприятия «Белаэронавигация». Из Могилева выполняются внутрисоюзные рейсы, связывающие Могилев с Москвой, Ленинградом, Минском, Киевом, Вильнюсом, Ригой, Воронежем, Днепропетровском, Донецком, Краснодаром, Куйбышевом, Минеральными Водами, Мурманском, Одессой, Петрозаводском, Ростовом, Симферополем, Харьковом. В дальнейшем география полетов расширяется еще больше, выполняются вахтовые перевозки нефтяников на север. Значительно растет объем работ в авиации спецприменения, особенно в сельском хозяйстве. Полностью удовлетворяется потребность области в авиационно-химических работах. Кроме того, оказывается помощь сельскому хозяйству Украины, Молдавии, Средней Азии, Краснодарского края. В связи с возрастающими объемами работ, увеличивается самолетно-моторный парк. Созданы 2 эскадрильи самолетов Як-40 и 2 эскадрильи самолетов Ан-2. В парке Як-40 находится 20 воздушных судов, а в парке самолетов АН-2 более 40. Каждый год в аэропорт прибывают молодые специалисты. В Могилевском ОАО работают около 1300 человек. В аэропорту ведется активная партийная и комсомольская жизнь. Проводятся спортивные соревнования, туристические слеты, конкурсы профессионального мастерства. В школах комсомольцами авиаколлектива ведется шефская работа, создан вокально-инструментальный ансамбль и т.д.

 

1976г. Экипаж ЯК-40 перед вылетом. Скоро подвезут пассажиров.

1987 год

Командиром ОАО избирается Кривов В.С. Производится капитальный ремонт ИВПП, с увеличением ее длины до 2566 м. Самолеты ЯК-40 в летний период не справляются с возрастающими объемами перевозок. В мае выполняется первая техническая посадка самолета ТУ-134, а уже с середины июня в летний период начинают выполняться регулярные пассажирские рейсы на самолетах ТУ-134 на Москву, Сочи и Симферополь.

В конце 80-х появляются новые методы хозяйствования и часть самолетов ЯК-40 передается в другие управления гражданской авиации. Экипажи транспортной авиации переучиваются на самолеты АН-24. Предприятие берет в аренду три самолета АН-24, которые имеют большую коммерческую загрузку по сравнению с самолетом ЯК-40, и использует их на самых напряженных направлениях – Москва, Симферополь, Сочи, Самара и на вахтовых перевозках нефтяников на Север не только из Могилева, но и из Калининграда.

 

1987г. Взлетает ТУ-134.

1993 год

Предприятие преобразовано в Могилевское авиапредприятие. В начале 90-х годов произошел значительный спад авиационных работ в связи с распадом Советского Союза. Уменьшается количество пассажирских рейсов, становятся не востребованы и авиационно-химические работы. Остаются только эпизодические чартерные рейсы. Но они дают авиаторам лишь слабый шанс оставаться «на плаву». Происходит массовое сокращение летного, инженерно-технического состава и других категорий авиаработников. Делаются попытки поднять предприятие с «коленей» — заключаются контракты работы самолетов ЯК-40 заграницей (не всегда удачные). 2 самолета ЯК-40 направляются на работу на Каморские острова.

1995 – 2000годы

В 1995 году создано государственное предприятие «Аэропорт Могилев» (Могилевавиа). На должность директора предприятия назначается Нехаев В.В. Аэродром принимает первый самолет ИЛ-76. Получен допуск на прием ВС ИЛ-76 и ТУ-154. На самолетах ТУ-154 и ТУ-134 выполняются чартерные рейсы по доставке на отдых и реабилитацию в страны Западной Европы жителей Могилевской области, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Проводится большая работа по возрождению аэропорта. Аэропорт Могилев получает статус международного аэропорта (Решение Совета Министров Республики Беларусь от 26 июня 1998 года №1010). Заключены контракты на работу самолетов ЯК-40 в Нигерии и Гвинее. В 1999 году директором предприятия «Аэропорт Могилев» (Могилевавиа) назначен Никитин В.М.

2003г. Заруливает Ту-154.

2005г. Ан-12 на стоянке.

2000 год

В июле аэропорт Могилев реорганизован в Могилевский филиал РУП «Белаэронавигация». Летный состав перешел в РУП НАК «Белавиа», туда же были переданы оставшиеся самолеты Як-40, а самолеты Ан-2 — колхозу «Бель» Кричевского района. К этому времени относится и образование филиала РУП «Белаэронавигация», начальником которого был назначен В.М.Никитин. С образованием этой новой производственной структуры у работников аэропорта появилась надежда на сохранение прежде завоеванных ими упорным многолетним трудом достижений. Произведен ремонт здания аэропорта, подтвержден его международный статус. Начато обновление парка средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи. В 2002 году морально устаревшие и отработавшие установленный срок эксплуатации приводные радиостанции ПАР-10С заменены на РПА «Парсек». В 2007 году введен в эксплуатацию автоматический радиопеленгатор АРП-95. Произведен капитальный ремонт и продление срока эксплуатации инструментальной системы посадки СП-80. В 2009 году внедрены азимутальный и дальномерный радиомаяки «VOR-DME». Заменены морально устаревшие средства авиационной воздушной связи. В 2011 году произведена модернизация комплекса коммутации телеграфных сообщений. Для наблюдения за воздушным движением в 2012 году введен в эксплуатацию вторичный радиолокатор RSM 970S, а также комплекс средств автоматизации оргнизации воздушного движения в районе аэродрома. Рабочие места специалистов оборудованы новейшей системой диспетчерской голосовой связи и аварийного оповещения. Искусственная взлетно-посадочная полоса оборудована для захода на посадку по приборам с обоих направлений. С двумя курсами посадки установлено светотехническое оборудование ОМИ «Transcon» и огни визуальной индикации глиссады PAPI. Авиационная станция метеорологическая оборудована современными приборами для измерения дальности видимости, нижней границы облаков, параметров ветра и других метеорологических характеристик.

Услугами аэропорта в настоящее время пользуются авиакомпании Белоруссии, России, Украины, Узбекистана и др., а также авиакомпании из стран дальнего зарубежья. Для приема и выпуска иностранных воздушных судов созданы все условия. Организованы таможенный и пограничный контроль, при ведении радиообмена между экипажами иностранных авиакомпаний и диспетчерами УВД нет языковых барьеров, т.к. все специалисты по управлению воздушным движением допущены к ведению радиосвязи на английском языке и владеют английским языком на уровне не ниже, чем «Рабочий,4» ICAO. В 2013 году произведена реконструкция взлетно-посадочной полосы и перрона, увеличено число стоянок для самолетов типа ИЛ-76. И сегодня аэропорт продолжает расправлять свои крылья и в этом большая заслуга всего коллектива аэропорта и его руководителя Никитина В.М. Есть полная уверенность в том, что в историю гражданской авиации Могилевские авиаторы впишут еще много интересных страниц.

2010г. На перроне практически нет места.

В небе Могилевщины

В пограничье Дрибинского и Горецкого районов, в трех километрах от деревни Городецк Михеевского сельсовета есть воинское захоронение. Характерного вида пирамидка, окрашенная красной краской, стоит в небольшой рощице, возле дороги. В этом глухом, безлюдном месте покоятся останки советского летчика, погибшего во время Великой Отечественной войны. Подобных захоронений в районе, к слову, несколько: в Старокожевке, Темном Лесу. Но судьба старшего лейтенанта Анатолия Петровича Кобеца, разбившегося за Городецком, несмотря на трагическое сходство с судьбами многих авиаторов, сбитых в первые, наиболее тяжелые дни войны, заслуживает отдельного внимания. В его биографии есть эпизод, до сих пор вызывающий вопросы у исследователей военного прошлого.

С последнего аэродрома

Могилев вошел в историю Великой Отечественной во­йны как город, оказавший упорное сопротивление не­мецким войскам. Наряду с бойцами стрелковых дивизий и ополченцами свой вклад в оборону, длившуюся 23 дня, внесли летчики. Еще во второй половине 30-х годов XX века на Луполово (там, где сейчас на­ходится жилой микрорайон по проспекту Шмидта в Могилеве) был построен военный аэро­дром, сыгравший значительную роль в дни противостояния. По сути, это был последний стратегический аэроузел на западном направлении после потери площадок в Западной и Центральной Белоруссии. Сюда в последних числах июня 1941 года перебазировались полки 43-й истребительной авиадивизии генерал-майора Захарова, 170-й истребительный авиа­полк майора Мищенко, вре­менно подчиненный дивизии, и другие части. Перед летчиками была поставлена задача по раз­ведке и прикрытию наземных войск, уничтожению авиации противника в воздухе на под­ступах к Бобруйску, Могилеву и Смоленску. О том, как воевали красные соколы, можно судить по архивным документам. В частности, 43-я авиадивизия в первые полтора месяца войны произвела 4638 самолето-вы­летов с общим налетом 5956 часов. Авиаторы уничтожили в боях 167 самолетов про­тивника и потеряли 89 своих. «…Возложенные на дивизию задачи выполнялись с большим упорством и самоотверженно­стью» — такова характеристика, данная командованием ВВС Западного фронта.

12 немецких самолетов из числа сбитых записали на свой счет истребители 170-го полка, частично состоявшего из летчиков с боевым опытом: Дальний Восток, Испания. В частности, командир полка Иосиф Павлович Мищенко яв­лялся кавалером двух орденов Красного Знамени, полученных за бои с франкистами. Имен­но в этом подразделении и служил старший лейтенант А.П.Кобец, о котором говорят как о летчике, совершившем первый воздушный таран над Могилевом. Но, в отличие oт аналогичного случая, про­изошедшего с истребителем Николаем Терехиным из 161 -го авиаполка, чей подвиг воспел в балладе «Секрет победы» Константин Симонов, о таране Кобеца в печати упоминают мало и скупо. Дело в том, что документальных подтверж­дений произошедшего нет, только косвенные. История эта любопытна.

Когда закончились патроны…

По воспоминаниям коман­дующего 43-й авиадивизией Георгия Захарова, вражеские самолеты-разведчики появи­лись над Могилевом в первый же день войны — вечером 22 июня. А уже 25-го немцы бомбили железнодорожную станцию и мясокомбинат. Между тем в городе располагался штаб Западного фронта и штаб ВВС, прикрытие которых с воздуха было делом столь же важным, как защита жилых домов и промышленных пред­приятий. Воздушные сражения, разгоревшиеся в небе над городом, в его окрестностях, были чрезвычайно ожесто­ченными. Враг не должен был сбросить смертоносный груз!

…29 июня в небе над Моги­левом появилась пара Ju-88. На перехват взлетели истре­бители И-16: ведущий — ко­мандир 4-й эскадрильи Кобец, ведомый — Мурасанов. Само­лет ведомого вскоре получил повреждения и вышел из боя. Комэск остался один. Когда кончились боеприпасы, лет­чик пошел на таран. «Юнкерс» рухнул вниз, а И-16, который пилотировал Кобец, сел на фю­зеляж далеко за городом: при столкновении машина получи­ла повреждения — этим и объ­ясняется вынужденная жесткая посадка. Но истребитель, о котором лестно отзывался летный авторитет Чкалов — за скорость, отличался и высокой устойчивостью к повреждени­ям. «Ишачок» — так ласково прозвали его советские лет­чики за минимальные размеры и живучесть — доставили в часть и отремонтировали. Та­кова версия произошедшего, изложенная в книге «1941: пылающие рубежи Днепра и Сожа», написанной нашим земляком, писателем и историком Николаем Борисенко, руково­дителем областного историко-патриотического объединения «Поисковый клуб «ВИККРУ». Научно-популярное издание раскрывает неизвестные или малоизвестные ранее события по наиболее трагическому пе­риоду Великой Отечественной войны в Могилевском регионе на основных водных рубежах — Днепре и Соже. Книга со­ставлена на основе собствен­ных исследований, данных архивов, анализе публикаций иных авторов. В нашем случав упомянут материал С. Левицкого «Имя летчика известно» («Красная звезда», 1983 год).

Воздушный таран. Героиче­ский поступок, бой, в котором ставка больше чем жизнь. Подтверждением служит сле­дующее обстоятельство: в годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 удачных таранов, из которых 2/3 приходится на 1941—1942 годы — самый тяжелый период, когда мно­гие наши самолеты уступали по тактико-техническим ха­рактеристикам немецким. Но взять верх было необходимо, и поэтому шли на чрезвычай­ную меру, не прописанную в Уставе. К слову, для летчиков люфтваффе этот тактический прием оказался неожиданным. 5 ноября 1941 года в боевые части германских ВВС посту­пил циркуляр рейхсмаршала Германа Геринга, который требовал «…не приближаться к советским самолетам ближе, чем на 100 метров во избежа­ние тарана».

Распространенное мнение: таран — это акт самопо­жертвования. Как показывает статистика, при совершении тарана погибло примерно 37 процентов летчиков. Остальные не только оставались живы, но продолжали вести бой и совершали посад­ку на своем самоле­те. Примером можно считать истребителя Бориса Ивановича Ковзана, Героя Совет­ского Союза, который совершил четыре воз­душных тарана, при­чем трижды возвра­щался на аэродром на своем самолете.

Бесспорно, подой­ти вплотную к враже­скому самолету и уда­рить его плоскостью своего, зайти в лоб или нанести удар по хвостовому оперению винтом мог только хладнокровный, вир­туозный пилот. К тому же при атаке на бом­бардировщик дело усугублялось тем, что по истребителю вел огонь воз­душный стрелок…

…Однако вернемся к собы­тиям 29 июня. Как уже сказано выше, подтверждений, что в этот день над Могилевом был сбит немецкий бомбардировщик, нет. В ВВС Красной Армии с 1941 года количество сбитых самолетов устанавли­валось в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника, и подтверждениями командиров наземных частей. В случае с Кобецом никаких документов отыскать не удалось. Хотя опи­сание боя Николая Терехина, произошедшего 1 июля, в свое время попало на страницы цен­тральных газет и встречается в различных интернет-источ­никах, в том числе со ссылкой на документы люфтваффе от 1 июля 1941 года. «В этот день в районе Могилева в результате тарана был потерян Не-111Н-5 (заводской номер w/n 4057, бортовой код A1+CN) из 5./ KG53. Все находившиеся на борту, в том числе военный корреспондент, пропали без вести». (Интернет-журнал «Во­енное обозрение» — topwar.ru, статья «Воздушный таран — кошмар немецких асов».)

Впрочем, есть любопытная информация. В книге «Исто­рия могилевского еврейства: документы и люди», одним из авторов которой является могилевский журналист Александр Литин, в воспоминаниях Лаза­ря Моисеевича Закашанского (между прочим, тоже журна­листа — Л.Закашанский долго работал корреспондентом в областной редакции радио и был редактором радиогазеты «Химик» производственного объединения «Химволокно») сказано: «…Рано утром 29 июня мы вышли на крыльцо дома, ко­торый тогда был между Перво­майской и Ленинской улицами. Стояла теплая солнечная пого­да. Вдруг с запада послышался сильный характерный гул не­мецкого самолета. Летел он низко, на высоте метров сто, не выше, в сторону кинотеатра «Родина», на небольшой скоро­сти. Из чердачного окна одного из домов по самолету ударили из станкового пулемета. Летчик резко отвернул в сторону, как бы бросил самолет влево. В это время с юга, снизу, над крыша­ми домов появился маленький, юркий краснозвездный истре­битель И-16, который увеличил скорость и стал приближаться к вражескому самолету. Летчик не стрелял, видимо, у него кон­чился боезапас патронов, но он все ближе и ближе приближал­ся к хвостовому оперению и, наконец, своим винтом рубанул по врагу. Тот резко пошел вниз и рухнул на северной окраине города».

Интересно, кто еще из могилевчан оказался свиде­телем того боя? Воспоминания стали бы бесценной страницей в летописи обороны города.

Награда герою

Кто же был летчик Кобец? Из источников в Интернете (obd-memorial.ru, podvignaroda.mil. ru), ссылающихся на Централь­ный архив Министерства обо­роны Российской Федерации, удалось узнать следующее: Анатолий Петрович Кобец ро­дился в поселке рудника Каменка Донецкой области в 1910 (по другим сведениям в 1914 году). По национальности украинец. Член ВКП(б). Кадровый во­енный — в армии с 1933 года, до войны окончил 5-ю Ленин­градскую военно-Техническую школу летчиков и 14-ю военную авиационную школу летчиков в Энгельсе. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с гер­манским фашизмом, офицер, участник 4 воздушных боев, был посмертно представлен к ордену Красного Знамени. Но награжден орденом Ленина — одной из высших прави­тельственных наград СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР вышел 22 июля 1941 года — через три недели после гибели комэска.

О том, как это произошло, известно немного. Утром 1 июля Анатолий Кобец вылетел из Могилева на преследование немецких бомбардировщиков. В воздушном бою над железно­дорожной станцией Погодино И-16 был сбит. Ошибочно счи­талось, что старшего лейте­нанта похоронили в братской могиле в райцентре. На самом деле самолет упал в районе де­ревень Язычково — Городецк, и останки пилота захоронил на небольшом хуторском кладбище – поселение давно не существует — кто-то из жителей.

— Утверждать со стопро­центной уверенностью, что Анатолий Кобец совершил таран, невозможно. Нет до­кументов, которые это под­тверждают, — историк Николай Борисенко оперирует фактами. — Но и исключать версию, если о ней упоминают, нельзя. К сожалению, многие архивы, в том числе и немецкой стороны, закрыты для исследователей до сих пор. Есть множество «белых пятен», особенно по 1941 году, при скрупулезном исследовании которых откры­ваются, по сути, уникальные сведения, неведомые ранее. Картина драматических со­бытий первых месяцев войны на Могилевщине не полная. Но одно бесспорно: старший лейтенант Анатолий Кобец за­служил, чтобы о нем говорили как о защитнике Родины, пав­шем в бою.

Безусловно, это так. От­радно, что о захоронении А.П.Кобеца в Дрибинском районе не забывают. Есть ор­ганизация, которая за ним уха­живает — Михеевская средняя школа. И кто знает: возможно, со временем «заговорят» ар­хивы и доступным широкому кругу станет то, о чем сегодня рассуждают на уровне гипотез?

Максим ТЕТЕРИН, г.п. Дрибин.
Источник: газета «Могилевские ведомости» 8 мая 2013 года

Венок памяти лётчикам-истребителям 162-го полка

Олег Каминский

Слева направо: Л. И. Савченко-Львовский, А. А. Захаров, В. П. Шалухо, С. Г. Барановский, Ю. И. Горохов, В. Г. Щеголев.

Обычно в книгах советского периода об истории авиационных частей и соединений, участвовавших в Великой Отечественной войне, никогда не публиковались списки потерь личного состава. Лишь в книге о знаменитом французском полке «Нормандия-Неман» был приведен полный список потерь лётчиков. Не скрывают данные о потерях в Германии: во всех книгах по истории эскадр Люфтваффе обязательно прилагаются длинные списки погибших и пропавших без вести. У нас же на эту тему обычно предпочитают стыдливо отмалчиваться, ограничиваясь описаниями успехов. А ведь о войне можно судить не только по победным реляциям, но и по понесенным жертвам. Разумеется, соотношение успехов и потерь в каждой части или соединении были разными. В данном случае рассмотрим потери 162-го истребительного авиационного «Гродненского» Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени полка. Причем, делать какие-нибудь глобальные выводы на этой основе не будем. Просто вспомним тех, кто сражался за нашу Победу и отдал за нее свою жизнь, или перенес нечеловеческие страдания в фашистском плену…

…За полгода до начала Великой Отечественной войны, 1 января 1941 года в Западном Особом военном округе на аэродроме Могилёв, из молодого личного состава выпускников летно-технических училищ был сформирован 162-й истребительный авиационный полк. Вооруженный самолетами И-16 и И-153, он вошел в состав 43-й истребительной авиационной дивизии.

К 22 июня 1941 года 162-й полк базировался в Могилеве, Едлино. На вооружении имел 54 самолета И-16 (из них 4 неисправных), а также И-153.

В первый день войны полк перелетел на передовой аэродром в Барановичах и получил задание прикрыть железнодорожный узел Барановичи и сухопутные войска в этом районе от ударов немецкой авиации. Лётчики полка в ожесточенных боях добились нескольких воздушных побед, однако из-за неоднократных бомбардировок немецкой авиации, лётное поле аэродрома вскоре стало совершенно непригодным для боевой работы. В ночь на 25 июня был отдан приказ об эвакуации полка, при этом по причине непригодности взлётно-посадочной полосы все оставшиеся самолеты пришлось сжечь на аэродроме. Не потеряв ни одного человека летного состава в ходе первых дней боев, полк 29 июня убыл в Курск, где лётчики стали переучиваться на более современные истребители МиГ-3.

20 августа полк прибыл на Брянский фронт и до 16 октября вёл боевую работу в составе 60-й смешанной авиационной дивизии, принимал участие в Орловско-Брянской операции. Действуя с аэродромов Карачев и Брянск, лётчики полка выполняли задания по прикрытию своих войск, разведке и штурмовке вражеских аэродромов и войск.

Через месяц интенсивных боевых действий полк был отправлен в тыл для переучивания на истребители ЛаГГ-3.

Всего в 1941 году лётчиками полка было совершено около 1.400 боевых вылетов и сбит 31 самолет противника. При этом полк понес некоторые потери, но полной информации по потерям самолетов и личного состава пока нет. Известно лишь о гибели 4 лётчиков полка. Вот их персональные данные и некоторая информация о боевой деятельности лётчиков:

Пятин Павел Епифанович, 1910
Капитан, командир эскадрильи.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 28 апреля по 13 августа 1938 года, в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Произвел в Испании 80 боевых вылетов и лично сбил 4 истребителя, кроме того, в Великой Отечественной войне сбил 1 самолет.
Награжден орденом Красного Знамени.
В августе 1941 года погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в посёлке Солнцево Курской области (Россия).

Цаплагин Андрей Пантелеевич, 1918
Младший лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
24 августа 1941 года на истребителе МиГ-3 погиб в воздушном бою на Брянском фронте.

Войнов Игорь Иванович, 1910
Младший лейтенант, заместитель командира эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
30 августа 1941 года на истребителе МиГ-3 не вернулся с боевого задания на Брянском фронте.

Бережной Дмитрий Дмитриевич, 1915
Лейтенант, заместитель командира эскадрильи и штурман полка.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
5 (10) октября 1941 года погиб в районе Тулы. Похоронен на Всехсвятском кладбище города Тула (Россия).

Переучивание на истребители ЛаГГ-3 началось в Сибирском военном округе 26 ноября 1941 года, а завершилось в Московском округе 28 февраля 1942 года.

Вскоре, 9 марта полк стал воевать на Западном фронте, где принимал участие в Ржевско-Вяземской операции. Поначалу 162-й полк находился в прямом подчинении командования ВВС Западного фронта, а 15 апреля вошел в состав 5-й Ударной авиагруппы Резерва Ставки Верховного Главного Командования, действовавшей в подчинении штаба ВВС Западного фронта.

Ровно через месяц 15 мая полк был переформирован в 162-й смешанный авиационный полк (первая эскадрилья имела на вооружении истребители ЛаГГ-3, вторая эскадрилья — самолеты Р-5 и Рзет, а третья эскадрилья – самолеты У-2). В таком виде полк продолжал воевать на Западном фронте, теперь уже в составе ВВС 5-й Армии.

Лётчики полка в 1942 году на самолетах ЛаГГ-3, Р-5 и У-2 произвели 1.873 боевых вылета, при этом в воздушных боях лётчики-истребители полка сбили 19 вражеских самолетов. Сколько было потеряно своих самолетов и лётчиков точно не известно. Есть сведения только о четырех погибших лётчиках-истребителях:

Савченко-Львовский Леонид Иванович, 00.06.1915
Старший лейтенант, штурман эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
27 августа 1942 года в составе четверки самолетов Як-1 вел воздушный бой с семью Ме-109 из 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце» и восемью Хш-126. Во время боя в 12 часов 45 минут лобовым таранным ударом уничтожил истребитель противника Ме-109 в районе Пески и погиб. Считается, что он был похоронен на месте падения самолета в 800 метрах юго-западнее деревни Махотино Кармановского района Смоленской области, а после войны был перезахоронен в братской могиле в центре поселка Карманово Гжатского (Гагаринского) района Смоленской области. Однако это не соответствует действительности. Останки летчика пролежали на месте падения самолета до середины декабря 2015 года, когда сводная команда поисковых отрядов «Рейд» (город Гагарин) и «Надежда» (город Коломна) вместе с местными волонтерами подняли фрагменты самолета Як-1 с останками летчика. Фактически был похоронен осенью 2016 года на воинском мемориале в деревне Петушки Гагаринского района Смоленской области (Россия).

Захаров Александр Александрович, 1916
Старший лейтенант, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с марта 1942 года.
27 августа 1942 года в составе четверки самолетов Як-1 вел воздушный бой с семью Ме-109 из 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце» и восемью Хш-126. Около 12 часов 50 минут в районе Махотино сбил один Ме-109, но и сам был ранен. При вынужденной посадке в районе деревни Сажелка разбился и умер. Похоронен на кладбище деревни Дегтярка (Дегтяри) Кармановского района Смоленской области (Россия).

Лебедев Вячеслав Тихонович, 1922
Старшина, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1942 года.
1 сентября 1942 года был атакован двумя истребителями Ме-109 и сбит. Похоронен на кладбище деревни Глазово (Милятино) Можайского района Московской области (Россия).

Иванов Александр Васильевич
Старший лейтенант, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года.
Произвел 169 боевых вылетов.
18 декабря 1942 года на истребителе Як-7 погиб в авиационной катастрофе при взлёте с аэродрома Глазово. Похоронен на кладбище деревни Глазово Можайского района Московской области (Россия).

В смешанном виде полк провоевал в составе ВВС 5-й Армии Западного фронта почти десять месяцев, до 18 февраля 1943 года, после чего вновь был переформирован в истребительный авиационный полк и заодно перевооружился на истребители Як-1 и Як-7б. А 22 февраля полк приступил к боевой работе в составе 309-й истребительной авиадивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта. Постепенно в ходе боевых действий полк пополнялся самолетами Як-9.

Участвуя в Ржевско-Вяземской операции, в Курской битве, в Орловской, Смоленской, Спас-Деменской, Ельнинско-Дорогобужской, Смоленско-Рославльской и других операциях, лётчики полка в 1943 году совершили 2.191 боевой вылет и провели 146 воздушных боев, в результате которых было сбито 144 самолета противника. Потери полка составили по разным причинам 41 самолет и 22 лётчика:

Грибов Михаил Павлович, 07.11.1919
Младший лейтенант, старший лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 6 февраля 1942 года.
Произвел более 110 боевых вылетов, провел около 10 воздушных боев, сбил лично 1 и в паре 1 самолет.
Награжден орденом Красного Знамени.
3 мая 1943 года в составе группы истребителей Як-1 выполнял задание по прикрытию штурмовиков Ил-2, в воздушном бою севернее города Великие Луки был сбит и упал в болото северо-восточнее деревни Холм. Останки лётчика были найдены в 2009 году возле деревни Фоминская Смоленской области (Россия).

Шалухо (Шалуха) Василий Прокофьевич (Прокопьевич), 15.08.1916
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 27 марта 1942 года.
10 июня 1943 года около 20 часов на истребителе Як-1 вылетел на боевое задание по сопровождению штурмовиков в район аэродрома Сеща (Брянская область, Россия) и не вернулся.

Морозов Юрий Иванович, 1923
Младший лейтенант, старший лётчик
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1 марта 1942 года.
К декабрю 1942 года произвел 120 боевых вылетов, провел 5 воздушных боев, лично сбил 1 и в паре 1 самолет.
Награжден орденом Красной Звезды.
15 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания.

Крохалев (Крохолев) Василий Иванович, 1916
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1943 года.
15 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания.

Замриенко Андрей Яковлевич, 1920
Сержант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1943 года.
17 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания.

Потапенко Иван Николаевич, 1919
Лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 года.
К февралю 1943 года произвел 121 боевой вылет на разведку, фотографирование, штурмовку и бомбардировку противника.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
18 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания.

Нагорный Василий Трофимович, 1915
Старший лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Произвел более 200 боевых вылетов, провел более 7 воздушных боев, лично сбил 1 самолет и в группе 1 самолет.
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
20 июля 1943 года на истребителе Як не вернулся с боевого задания. Похоронен в братской могиле в деревне Злынь Болховского района Орловской области (Россия).

Морквин Василий Иванович, 10.11.1921
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с мая 1943 года.
26 июля 1943 года на истребителе Як-7 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Железники Сухиничского района Смоленской области (Россия).

Барановский Степан Григорьевич, 10.11.1916
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи и штурман эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 11 декабря 1941 года.
Произвел более 300 ночных боевых вылетов на самолете У-2, а также более 100 боевых вылетов на истребителе, провел 13 воздушных боев, сбил 4 самолета.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной Войны 2-й степени.
12 августа 1943 года в период 08.35-08.55 в составе десятки истребителей Як-7б вел воздушный бой с 35 пикировщиками Ю-87 и 14-16 истребителями ФВ-190 в районе Верхняя Песочня. Сбил 1 ФВ-190, но и сам не вернулся из боя. Обломки самолета Як-7б № 4405 и останки лётчика были найдены в январе 2015 года возле деревни Острая Слобода Кировского района Калужской области (Россия).

Елистратов Павел Дмитриевич, 1915
Старший лейтенант, адъютант эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Произвел 85 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, лично сбил 2 самолета.
Награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».
14 августа 1943 года на истребителе Як-7 № 4479 в составе десятки вел воздушный бой с 17 пикировщиками Ю-87 и 9 истребителями ФВ-190, был сбит, в отвесном пикировании упал в лес и погиб. Похоронен в деревне Нижне Борятинская (Нижнее) Спас-Деменского района Смоленской области (Россия).

Топонкин Василий Григорьевич, 05.01.1910
Майор, штурман полка.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Провел более 13 воздушных боев, сбил лично 5 самолетов.
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.
14 августа 1943 года на истребителе Як-1 № 43141 не вернулся с боевого задания из района деревни Верхняя Песочня Кировского района Калужской области (Россия).

Гаффанов Габдула (Габдул) Гаффанович, 15.12.1921
Младший лейтенант, старший лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 (27) февраля 1943 года.
Произвел 51 боевой вылет, участвовал в 16 воздушных боях, лично сбил 7 самолетов.
Награжден двумя орденами Красного Знамени.
19 августа 1943 года в период 16.00-18.00 на истребителе Як-7 № 4509 в составе шестерки участвовал в воздушном бою с 12 ФВ-190 из 54-й истребительной эскадры «Зеленое сердце». В бою сбил один самолет, но и сам погиб. Похоронен в деревне Мамоново Кировкого района Смоленской области (Россия).

Мишко Степан Васильевич, 24.12.1920
Младший лейтенант (лейтенант посмертно), лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 февраля 1943 года.
Произвел более 40 боевых вылетов, провел более 10 воздушных боев, сбил лично 7 самолетов.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
19 августа 1943 года на истребителе Як-7 № 44107 не вернулся с боевого задания. Похоронен в поселке Бетлица Куйбышевского района Калужской области (Россия).

Крутяков Михаил Андреевич, 20.10.1911
Старший лейтенант, летчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с мая 1942 года.
2 сентября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания из района города Вязьма Смоленской области (Россия). Как стало известно позже, он попал в плен. Дальнейшая судьба неясна, вероятно, погиб в плену.

Тополь Алексей Александрович, 30.03.1920
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1943 года.
4 октября 1943 года на истребителе Як-7 погиб в воздушном бою с истребителями противника. Похоронен в деревне Малаховка Краснинского района Смоленской области (Россия).

Норкин Павел Алексеевич, 16.11.1920
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 февраля 1943 года.
4 октября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания на Западном фронте.

Федоров Сергей Иванович, 1923
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 4 сентября 1943 года.
13 октября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания на Западном фронте.

Бакаев Тимофей Трофимович, 04.02.1922
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 4 сентября 1943 года.
13 октября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания на Западном фронте.

Чернышев (Чернышов) Яков Харитонович, 1909
Майор, заместитель командира полка по политической части.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 года.
14 октября 1943 года на истребителе Як погиб в воздушном бою с истребителями противника. Похоронен в деревне Пахомово Краснинского района Смоленской области (Россия).

Алексеев Иван Николаевич, 19.09.1914
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня (с ноября или с 11 декабря) 1941 года.
Произвел на самолете У-2 более 500 боевых вылетов (в том числе 286 ночных), а также на истребителе более 110 боевых вылетов, провел более 11 воздушных боев, сбил лично 5 самолетов.
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
14 октября 1943 года на истребителе Як погиб в воздушном бою с истребителями противника на Западном фронте.

Зуев Николай Иванович, 10.07.1923
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 4 сентября 1943 года.
23 октября 1943 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания на Западном фронте.

В составе Западного фронта (24 апреля 1944 года был переименован в 3-й Белорусский фронт) полк находился до 28 апреля 1944 года, после чего вместе с 309-й дивизией был передан в состав 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Лётчики полка сражались на Оршанском и Витебском направлениях, участвовали в грандиозной Белорусской и других наступательных операциях. За отличие в боях за овладение городом и крепостью Гродно 162-му истребительному авиационному полку было присвоено почетное наименование «Гродненский», полк был также награжден орденом Красного Знамени.

Всего в боях 1944 года лётчики полка совершили 3.736 боевых вылетов и сбили 43 вражеских самолета. В свою очередь полк потерял 30 самолетов (в том числе по боевым причинам 19 и по не боевым причинам – 11 самолетов), а также 19 лётчиков:

Горохов Юрий Иванович, 01.08.1921
Капитан, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 13 июля 1941 года.
Произвел более 350 боевых вылетов, провел более 70 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов и в группе 7 самолетов.
Герой Советского Союза (04.02.1944).
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени.
1 января 1944 года на истребителе Як-7 в составе четверки вылетел на разведку. При возвращении с задания был подбит огнем зенитной артиллерии, перетянул линию фронта, но вместе с самолетом упал в расположении своих войск и погиб. Похоронен в деревне Жваненки (в деревне Красная Горка) Краснинского района Смоленской области (Россия).

Колышевский Евгений Акимович, 14.12.1922
Лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 (26) февраля 1943 года.
Произвел более 100 боевых вылетов, провел более 10 воздушных боев, сбил лично 6 самолетов и в группе 3 самолета.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
10 января 1944 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания из района города Витебск (Беларусь).

Воронков Николай Васильевич, 1921
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 года.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени (в 1985 году).
12 февраля 1944 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания из района города Витебск (Беларусь). Как выяснилось позже, он попал в плен, из которого был освобожден после окончания войны.

Сероглазов Ростислав Сергеевич, 1917
Капитан, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня (20 августа) 1941 года.
Произвел более 250 боевых вылетов, провел более 20 воздушных боев, сбил лично 9 самолетов и в группе 4 самолета.
Награжден тремя орденами Красного Знамени.
16 февраля 1944 года на истребителе Як-7 погиб при исполнении служебных обязанностей (в авиационной катастрофе). Похоронен в деревне Жваненки Красновского района Смоленской области (Россия).

Мельников Николай Тимофеевич, 1919
Лейтенант, заместитель командира эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1942 года.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
16 февраля 1944 года на истребителе Як-7 погиб при выполнении боевого задания. Похоронен в деревне Жваненки Красновского района Смоленской области (Россия).

Скоркин Павел Иванович, 1916
Лейтенант, старший лётчик.
Участвовал в польской кампании с сентября по октябрь 1939 года, в советско-финляндской войне с января по март 1940 года, в Великой Отечественной войне с марта 1942 года.
4 марта 1944 года на истребителе Як-7 не вернулся с боевого задания из района города Витебск (Беларусь).

Митраков Михаил Филиппович, 12.08.1916
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи и штурман эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Произвел более 150 боевых вылетов, провел более 10 воздушных боев, сбил лично 7 самолетов и в группе 1 самолет.
Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.
7 марта 1944 года на Як-7 истребителе погиб при выполнении боевого задания в районе города Витебск (Беларусь). Похоронен в деревне Жваненки Краснинского района Смоленской области (Россия).

Сохарь Николай Михайлович, 18.05.1922
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1943 года.
27 июня 1944 года на истребителе Як-7 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Бушково Дрибинского района Могилевской области (Беларусь).

Кузнецов Иван Миронович, 10.09.1920
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 27 июля 1941 года.
Награжден орденом Красной Звезды.
1 июля 1944 года на истребителе Як-9 при выполнении боевого задания по прикрытию переправ через реку Березина в Беларуси не вернулся из полета.

Смольяков Петр Георгиевич, 20.06.1919
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с декабря 1943 года.
2 июля 1944 года на истребителе Як-7 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Луполово Могилевского района Могилевской области (Беларусь).

Ермаков Михаил Филадельфович, 1921
Старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 23 февраля 1943 года.
Произвел более 180 боевых вылетов, провел более 30 воздушных боев, сбил 3 самолета.
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За отвагу».
7 июля 1944 года при посадке на аэродром Пуховичи в кабине его истребителя Як-9 вспыхнуло пламя, самолет с работающим мотором упал в болото в 2,5 км северо-восточнее города Пуховичи. Самолет и останки пилота были случайно обнаружены во время мелиоративных работ в 1990-х годах, после чего лётчик был похоронен на берегу реки Титовка возле города Марьина Горка Пуховичского района Минской области (Беларусь).

Толпеко Александр Иосифович, 1922
Лейтенант, старший лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с сентября 1943 года.
Сбил лично 2 и в составе группы 3 самолета.
Награжден орденом Красного Знамени.
26 июля 1944 года на истребителе Як-9 погиб в воздушном бою, при выполнении боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Белостока. Похоронен в местечке Дубно Скидельского района Гродненской области (Беларусь).

Силка Иван Васильевич, 28.02.1922
Лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня (с 5 сентября) 1943 года.
К концу мая 1944 года произвел 39 боевых вылетов.
Награжден орденом Красной Звезды.
26 июля 1944 года на истребителе Як-9 при возвращении из боевого вылета в район Белосток, будучи раненым, свалился в пике при посадке и врезался в землю. Похоронен в местечке Дубно Скидельского района Гродненской области (Беларусь).

Щеголев Владимир Георгиевич, 12.06.1921
Капитан, командир эскадрильи.
Участвовал в Великой Отечественной войне с февраля 1942 года.
Произвел более 350 боевых вылетов, провел около 60 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов и в группе 4 самолета.
Герой Советского Союза (18.08.1945).
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени.
29 июля 1944 года на истребителе Як-9 был сбит в воздушном бою с истребителями противника в районе Белостока. Выбросился с парашютом, но ударился о стабилизатор своего самолета и погиб. Похоронен в местечке Дубно Скидельского района Гродненской области (Беларусь).

Иванов Николай Григорьевич, 1923
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с октября 1943 года.
2 августа 1944 года на истребителе Як-9 выполнял боевое задание по прикрытию наземных войск в районе города Августов (Польша). В воздушном бою с истребителями противника был сбит, упал на вражеской территории и пропал без вести. Как выяснилось позже, лётчик попал в плен, из которого был освобожден после войны.

Блохин Георгий Георгиевич, 22.04.1923
Лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 11 января 1942 года.
К началу августа 1943 года на самолете У-2 произвел 305 ночных боевых вылетов и 906 вылетов на связь, кроме того, позже произвел несколько десятков боевых вылетов на истребителе Як-9.
Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
5 августа 1944 года на истребителе Як-9 не вернулся с боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Кнышинь (Польша).

Ситченков Петр Семенович, 20.08.1920
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 19 марта 1944 года.
К середине сентября 1944 года произвел 46 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя.
Награжден орденом Красной Звезды.
16 октября 1944 года на истребителе Як-9 был сбит в воздушном бою в районе Шигувска. С высоты 700 метров выпрыгнул с парашютом, но парашют загорелся и лётчик разбился. Похоронен в деревне Псара (6 км восточнее города Пултуск, Польша).

Кириленко Иван Федорович, 1922
Лейтенант, лётчик (стажер Одесской военной авиационной школы).
Участвовал в Великой Отечественной войне с 15 октября 1944 года.
26 октября 1944 года на истребителе Як-9 при выполнении боевого задания был сбит огнем зенитной артиллерии противника в районе города Пултуск. Вместе с самолетом упал и погиб в 1 км северо-западнее деревни Хмелево (район Пултуска, Польша).

Грибков Федор Селиверстович, 14.01.1918
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 11 июня 1944 года.
18 ноября 1944 года на истребителе Як-9 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в деревне Стог Остров-Мазовецкого района (Польша).

Пинчук Григорий Григорьевич, 1920
Старший сержант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 1944 года.
13 декабря 1944 года на истребителе Як-9 погиб в авиационной катастрофе в районе Брест (3 км западнее города Бяло Подляска, Польша). Похоронен на месте катастрофы.

Трубачев Николай Михайлович, 09.02.1919
Лейтенант, командир звена.
Участвовал в Великой Отечественной войне с сентября (ноября) 1941 года.
К середине июля 1944 года на самолете У-2 произвел 279 ночных боевых вылетов и 3.300 полетов на связь и спецзадания, а также на истребителе 60 боевых вылетов, провел 7 воздушных боев, сбил лично 1 и в группе 1 самолет.
Награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды.
22 декабря 1944 года на истребителе Як-9 погиб при выполнении боевого задания в районе Остров-Мазовецкий (2 км западнее аэродрома Комарово). Похоронен в деревне Сток Острув-Мазовецкого района (Польша).

В заключительных боях 1945 года полк принимал участие в Восточно-Прусской, Млавско-Эльбингской, Кёнигсбергской, Восточно-Померанской, Хойнице-Кезлинской, Данцигской,  Берлинской и Штеттинско-Ростокинской наступательных операциях. Уже после окончания войны за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Пренцлау, Ангермюнде и проявленные при этом доблесть и мужество 162-й полк был награжден орденом Суворова 3-й степени.

Лётчики 162-го авиаполка произвели в 1945 году 2.612 боевых вылетов и одержали последние 14 воздушных побед. Потери полка составили 17 истребителей, правда, только 4 из них были потеряны по боевым причинам. Последними жертвами войны стали 4 лётчика полка:

Стадник Петр Андреевич, 1915
Старшина, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1944 года.
16 января 1945 года на истребителе Як-9 был сбит в воздушном бою с истребителями противника. Упал на территории противника в районе деревни Суледтин (10-11 км западнее города Цеханув, Польша).

Кривов Иван Васильевич, 00.01.1921
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 9 марта 1944 года.
К середине октября 1944 года произвел 59 боевых вылетов, провел 8 воздушных боев, сбил лично 2 самолета.
Награжден орденом Красной Звезды.
13 февраля 1945 года погиб при автомобильной катастрофе в районе Цеханув-Пшеснам. Похоронен в городе Пшасныш Варшавского воеводства (Польша).

Феоктистов Иван Николаевич, 27.07.1922
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне с марта 1943 года.
К началу сентября 1944 года произвел 42 боевых вылета, провел 12 воздушных боев.
Награжден орденом Красной Звезды.
20 марта 1945 года на истребителе Як-9 выполнял боевое задание по сопровождению штурмовиков Ил-2. В районе города Данциг (ныне Гданьск, Польша) был сбит огнем зенитной артиллерии и с горящим самолетом врезался в землю.

Дмитриев Виктор Николаевич, 03.03.1918
Младший лейтенант, лётчик.
Участвовал в Великой Отечественной войне, вероятно, с 1944 года.
22 апреля 1945 года на истребителе Як-9 погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в местечке Шнатов (54 км северо-восточнее города Щецин, Польша).

Всего, за весь период войны лётчиками 162-го истребительного авиационного полка было произведено 11.822 боевых вылета и сбит 251 вражеский самолет. Успехи были достигнуты ценой немалых потерь в материальной части и личном составе полка. Всей информации по потерям в 1941 году нет, но можно предположить, что потери в самолетах были большими (только при эвакуации с аэродром в Барановичах было сожжено около 50 истребителей). Также не известны потери, понесенные в 1942 году.

Лишь начиная с 18 февраля 1943 года, есть полная информация по потерям. Согласно этим сведения 162-й полк в 1943-1945 годах потерял 88 истребителей (58 по боевым причинам), в том числе 1 И-16, 2 ЛаГГ-3, 9 Як-1, 33 Як-7б и 43 Як-9. Погибли или попали в плен 45 лётчиков. Кроме того, по неполным данным, в 1941 и 1942 годах погибли ещё не менее 8 пилотов истребителей. А ведь были ещё жертвы среди лётчиков лёгких самолетов Р-5, Р-зет и У-2, а также среди инженерно-технического состава полка. Ну и напоследок – традиционная фраза: список потерь не претендует на полноту и нуждается в уточнении…

История аэроклуба 1936 год

История Могилева: ещё до войны. Аэроклуб

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.

Здание на углу Первомайской и Комсомольской до войны знали многие жители Могилева – там на втором этаже размещался аэроклуб ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР).

ОСОАВИАХИМ

Советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927-1948 годы, предшественник ДОСААФа.

И это понятно, в 30-е годы прошлого века тема авиации не сходила со страниц газет, а летчики были кумирами молодежи.

Могилевский аэроклуб был создан в 1935 году, как межрайонный для подготовки пилотов запаса. А межрайонный потому что БССР тогда делился на районы и Могилев был районным центром. В БССР к тому времени уже действовали аэроклубы в Минске, Орше, Витебске и Гомеле.

По идее в Могилевском аэроклубе могли учиться и жители соседних районов, но практически это было невозможно, так как занятия шли без отрыва от производства или учебы в вечернее время.

Если большинство населения страны видело самолеты только на картинках или в кино, то могилевские мальчишки могли наблюдать аэропланы в небе над городом ещё с 1915 года, когда в Могилев прибыл авиаотряд для воздушной обороны Ставки. Во время гражданской войны в Могилеве базировалась авиация 16-й армии, а в 30-е годы целая авиабригада.

Так что желающих поступить в аэроклуб было хоть отбавляй, но не все проходили строгий отбор. От будущих курсантов требовалось отличное здоровье, образование не ниже 7 классов, пролетарское происхождение, положительная характеристика с места работы или учебы, направление от комсомольской или партийной организации.

Обучение длилось один год: с начала сентября и до конца августа. До начала мая шли теоретические занятия в упомянутом выше здании, а когда подсыхала земля на взлетной полосе, переходили к полетам на аэродроме на учебном самолете У-2. Сначала летали с инструктором, потом самостоятельно. В завершение учебы сдавался экзамен комиссии с участием представителей ВВС Белорусского военного округа. При положительном результате курсантам присваивалось приказом по ВВС РККА звание пилот запаса ВВС.

Удостоверение пилота ОСОАВИАХИМА. 1935 год

Каждый аэроклуб был закреплен за определенными школами военных пилотов, где готовили летчиков для ВВС РККА. Поэтому в Могилеве при экзаменах на присвоение звания пилота запаса присутствовали и представители Борисоглебской и Одесской школ военных пилотов, они и отбирали лучших выпускников для дальнейшей учебы.

Могилевский аэроклуб, как и многие другие аэроклубы, осуществлял и переподготовку пилотов запаса, иначе они теряли навыки пилотирования. В задании на 1939 год в Могилеве должны были подготовить 121 пилота и 24 пилота потренировать.

Первый выпуск пилотов запаса Могилевским аэроклубом. 1936. Фото выявлено Олегом Лисовским

Каким-то случайным образом сохранилась фото первого выпуска пилотов Могилевского аэроклуба, это произошло в 1936 году. В тот год звание пилота запаса получили 36 человек. Кстати, на сайте Могилевского аэроклуба ошибочно указано, что до Великой Отечественной войны аэроклубом сделано 3 выпуска пилотов. Фактически выпусков было шесть, при этом выпуск 1941 года был ускоренный за счет обучения с отрывом от учебы и производства.

Совершенно секретным постановлением СНК СССР от 5 ноября 1940 г. ОСОАВИАХИМ получил задание подготовить  для ВВС к 15 мая 1941 года 20 000 пилотов. Как сказано в постановлении:

«Дабы не разорять промышленность отвлечением от нее рабочей силы, обучение дополнительного контингента производить из числа, главным образом, учащейся молодежи, обучающихся в 9 и 10 классах, служащих, колхозной молодежи и лишь до 10—15% рабочей молодежи».

Курсантам выплачивалась стипендия  250 рублей в месяц. Точных данных о количестве подготовленных пилотов до войны нет, но, исходя из имеющейся информации, их было не менее 350 человек. Достаточно, чтобы укомплектовать целый авиационный корпус.

Но вернемся к выпускникам 1936 года. Известна судьба лишь немногих из них. На фото мы видим пилота Натачеева. Можно предположить, что это искаженная фамилия будущего Героя Советского Союза Георгия Надточеева, который работал электромонтёром в железнодорожном депо ст.Могилев. В июне 1941 года был мобилизован в РККА и направлен в Чкаловское военное авиационное училище лётчиков.

На фото слева Николай Бутома, коренной могилевчанин. В 1936 году ему было 22 года, но в армию его не призвали, поскольку  пилоты запаса срочную службу не проходили. Однако Николай решил стать военным летчиком и в 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков. Уже в 1939 году принял участие в боях с японцами на Халкин-Голе, за что получил свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени. Таких орденов он заслужил ещё три и два другого достоинства, окончил Отечественную войну полковником, зам.командира авиаполка. Лично сбил 12 самолетов противника и 7 в группе.

Владимир Лукшич, выпускник Могилевского аэроклуба в форме ВВС РККА. Из альбома Ж.Лукашевич (Лукшич)

А вот другому выпускнику, что на фото слева, Владимиру Лукшичу из Могилева, не повезло. После учебы в аэроклубе он окончил военную авиационную школу пилотов, но в 1939 году разбился, говорят при испытаниях самолета. Два его брата, Василий и Виктор тоже учились в аэроклубе, во время войны воевали в ВВС. Командир эскадрильи старший лейтенант Василий Лукшич погиб на фронте в 1943 году, а его брат Виктор, летчик бомбардировочной авиации, после войны вернулся в родной Могилев и работал в аэроклубе.

Ещё один пилот с фото, Иван Бломник, после окончания аэроклуба о военной карьере не помышлял, но с началом войны был мобилизован Могилевским горвоенкоматом в авиацию. Лейтенант Бломник служил командиром авиазвена связи, летал на У-2, так что и переучиваться не пришлось. Награжден тремя орденами.

Из фото можно узнать, что в 1936 году начальником и одновременно комиссаром Могилевского аэроклуба был ст.лейтенант Щербаков, председателем правления Фрадкин, летчиками — инструкторами  Кузнецов и Швалев, преподавателями Лебедев и Блезниченко. Видим, что многие работники аэроклуба в военной форме, хотя ОСОАВИАХИМ являлся гражданской общественной организацией. Это объясняется тем, что среди гражданских работников ОСОАВИАХИМ наблюдалась большая текучка кадров, что вынудило руководство обратиться за поддержкой в Народный комиссариат обороны. В результате из РККА в ОСОАВИАХИМ, в том числе и в аэроклубы, были откомандированы военнослужащие, которые получали материальное обеспечение, например, красноармейские пайки  и оклад содержания по нормам РККА.

Известна и судьба ещё одного человека на фото. Младший лейтенант Швалев Герман Алексеевич, уроженец Могилева, до  22 июня 1941 года работал в Могилевском аэроклубе, после мобилизации попал в 4-ю отдельную авиасанитарную эскадрилью Западного фронта, вывозил в тыл раненых. Пропал без вести в октябре 1941 года. В этом же подразделении летали и  два других работника аэроклуба –  мл. лейтенант Константинов Семен Яковлевич и мл. лейтенант Заварохин Александр Павлович.  Оба пропали без вести в июле 1941 года.

Двухместный учебный самолет У-2, на котором учились летать курсанты аэроклубов. Фото из Википедии.

Перед войной в СССР действовало более 200 аэроклубов, подготовивших десятки тысяч пилотов запаса. В 1941 все они были мобилизованы и направлены в летные школы ВВВ РККА, где пройдя ускоренный, шестимесячный курс обучения, уходили на фронт и  там успешно били врага.

Напомним, что среди довоенных выпускников Могилевского аэроклуба четыре Героя Советского Союза: Георгий Надточеев, Михаил Лусто, Андрей Кулагин, Тихон Жучков.

поделиться в: